Виктор Спиридонов и его «Самозащита без оружия»

Категория: Борьба Самбо Опубликовано 16 Март 2014
Просмотров: 4412
Виктор Спиридонов и его «Самозащита без оружия»Из книги Виктора Спиридонова «Самозащита без оружия». Военный вестник. 1928 год
Все хорошо, что ведет к победе
Главная цель состязания заключается в вы­работке лучших бойцов рукопашной схватки в условиях, наиболее близких и тождественных тем, которые бойцу придется преодолевать в жизни.
Работа на ковре показывает - опытному лицу техническую и тактическую подготовленность бойцов, по ходу же состязаний выявляются психические качества их, т.е. то, насколько они научились владеть собой и как быстро могут реагировать на неожиданные и трудные положения. Состязание является как бы выс­шей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении само­защиты.
Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных поло­жений при жизненных столкновениях, а необ­ходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе.
Кроме использования отдельных элементов из различных боевых видов спорта, как-то: вольно-американская борьба, французская борь­ба, французский бокс и английский
бокс, - надо изучить и проработать также приемы бытовой обороны, выработанные, главным образом, пре­ступным миром и частью сталкивающимися с ними лицами. Эти приемы, не встречаясь ни в каких системах, тем не менее, имеют огром­ное значение при самозащите.

Свободная схватка
Свободная схватка ближе всего подходит к рукопашному бою в жизни. Трудность ее заключается, главным образом, в изыскании лучшего применения многочисленных и раз­нообразных захватов, в быстрой оценке их для применения более подходящего приема, при неудаче - лучшего перехода на другой прием. Выражаясь вообще, возможности для атаки велики, не говоря еще об очень важном: о так­тике ведения схватки, что играет в некоторых случаях большую роль, чем хорошая техниче­ская работа, так как правильное тактическое достижение в схватке заставляет противника в нужные моменты делать соответствующие движения, пользуясь которыми можно перенести атаку на более слабые или открытые места.
В виду широких возможностей для атаки, оборона соответственно усложняется, а переход в контратаку, при молниеносной и правильной оценке положения, требует хорошего нервно-мышечного аппарата для точных и уверенных движений, при чем и «мышечное чувство» дол­жно быть развито в высшей степени.
Самозащита дополняется приемами вольно-американской борьбы, стоящей ближе всего и имеющей некоторые приемы, предназначенные только для самозащиты; приемами французской борьбы - запрещенными и некоторыми из раз­решенных, но в другом характере их проведе­ния, и приемами бытовой обороны без ударов.
Все это значительно увеличивает технические средства борьбы и расширяет сферу действий состязающихся.
В состязании в свободной схватке может участвовать только тренированный и опытный борец, могущий преодолевать большое физиче­ское и психо-моральное напряжение. Такому борцу необходимо дать соответствующие сред­ства по:
а) подготовке организма для наибольшей его работоспособности, т.е. приспособления к дли­тельным схваткам при состязании и к выработке навыков инстинктивной технической «самозащиты», а также навыков, гарантирую­щих от повреждений при опасных приемах, и
б) подготовке качеств волевого порядка: самообладания, хладнокровия, активности, ориен­тации и пр.
Кроме того, необходимо ознакомить борца с элементарной тактикой ведения рукопашной схватки и дать указания для развития более сложных тактических действий.
Только при развитии этих качеств и получе­нии более или менее основательных и значительных результатов участник состязания может считать себя подготовленным к нему, не опа­саясь причинить вред себе и своему партнеру по состязанию.
Средствами достижения указанных выше результатов служат:
1. Общая подготовка, служащая целям всестороннего развития организма: сюда входят и некоторые отделы легкой атлетики, плавания, гимнастики и бокса.
2. Специальная подготовка: подготовительные упражнения, разучивание вновь введенных приемов вольно-американской и французской борьбы и бытовой обороны и введение их в цикл приемов двухсторонней тренировки из захвата.
3. Тренировка дополнительных приемов из захвата. Свободная тренировка. Комбинации. Повторение и введение в тренировку пройденных рань­ше приемов.
4. Общая тренировка на все приемы. Состязания. Постепенное уве­личение схваток.
5. Тактика применения при­емов.
Состязающимся также необходимо знать, от каких групп приемов, и какие могут быть произведены, и произойти повреждения.
Зная цель и средства состязаний, необходимо ознакомиться с принципами состязаний, приня­тыми у нас, а также с тем, что имеется на эту тему в иностранной литературе вообще и на япон­ском языке в частности, разобрать положитель­ные и отрицательные стороны этой литературы.
Состязания являются заключительной частью обучения самозащите в самом широком ее применении. Конечная же цель обучения лежит много дальше: она находится в жизненном применении. Таким образом, принцип состязания исходит из практики жизненного применения, и эти приемы составляют основу состязания.
Для большей широты действий, кроме прие­мов, проходимых при обязательном обучении и испытанных на опыте, с целью более со­вершенного и полного изучения самозащиты вводятся приемы из различных боевых видов спорта, хотя и не проверенные в жизни, но довольно ясно показывающие свою ценность для самозащиты. Это прибавление в конечном результате значительно увеличивает шансы на победу при практическом применении.
Как всякий вид состязательного искусства не может проходить без ограничений условий, в которых могла бы пройти схватка в жизни, так и в состязании по „самозащите" необходимы некоторые ограничения, гаранти­рующие участников состязания от повреждений при схватках.
Существенным ограничением в состязании является, прежде всего, отсутствие ударов. Для жизненного применения удары, несомненно, представляют очень большую, часто решающую ценность, но недопущение их при состязании, вследствие их опасности, не приносит особен­ного ущерба состязанию при стремлении к до­стижению выработки искусного борца по са­мозащите - по следующим причинам:
а) техника удара очень проста, и при обучении достаточно дать борцу твердые навыки в дистанции ударов;
б) применение ударов в схватке не пред­ставляет особого искусства, так как целей
имеется много, и часть из них всегда открыта;
в) если борец умеет владеть приемами в схватке, то введение ударов для него уже представляется несложным делом.
Единственный недостаток запрещения ударов при состязании заключается в выработке при­вычки не применять ударов в схватке, хотя, мне кажется, что, в будущем, в серьезных жиз­ненных случаях, при достаточном хладнокро­вии, ударам будет уделяться больше внимания, чем приемам. Это я говорю на основании дан­ных некоторых практических применений «само­защиты».
Победа в состязании засчитывается по числу проведенных приемов за известный период вре­мени очками. Состязающиеся распределяются по весам.

Развитие психических качеств
Развитие же психических качеств значительно труднее (чем физических, прим. издателя), и достижения в них идут медленнее и незаметнее - по сравнению с полученными результатами физических достижений.
При развитии активности, хладнокровия, са­мообладания и ориентации требуется большое волевое напряжение и правильный анализ дей­ствий не только своих, но и противника.
Занимающийся обычно недооценивает зна­чение психических качеств при схватках и, осо­бенно в жизни, тогда как большая часть успеха зависит от известной степени развития этих качеств.
Большинство занимающихся обычно все эти качества заменяют смелостью, в которой у мно­гих нет недостатка, и очень немногие заменяют простой хитростью, стараясь разрабатывать лишь механическую сторону.
Я останавливаюсь дольше на развитии пси­хических качеств, потому что в этом отношении наши достижения менее значительны, чем в тех­нической работе.
Конечно, может быть скучно и тяжело все время следить за собой и управлять своими внутренними качествами, согласно известным обстоятельствам, но ведь это только вначале надо затратить больше силы воли, а потом это вой­дет в привычку.
Развитие волевых качеств нам важно не только для состязаний, но, особенно, для жизни. В то незначительное время, которое мы используем на занятия, мы мало достигаем в совершен­ствовании этих качеств. Для этого совершен­ствования хорошей ареной является сама жизнь, для которой мы и совершенствуемся. Обычное наше существование все время заставляет рас­суждать и напрягать волю в известном напра­влении, но последнее мы не всегда соблюдаем - вот эту-то слабость нам необходимо преодо­леть. Мне приходилось слышать от многих товарищей, что в обыденной жизни случаи очень незначительны по существу. Такие товарищи не учитывают, что при этих, даже малозначи­тельных, случаях мы проявляем много сла­бости. Нам следует учиться на малом, чтобы всегда быть готовыми к большому. До приме­нения на практике результатов нашего изучения мы должны, пользуясь всеми возможностями на занятиях и в повседневной жизни, стремиться развить психические качества, чтобы на состя­зания они вполне гармонировали с технической работой, при практическом использовании приемов составляли основу всех вспомогатель­ных средств, а техническая сторона должна молниеносным приемом завершить победу над противником.
Различного рода столкновения можно разло­жить на два момента:
1) момент, предшествующий схватке, назы­ваемый подходом, и
2) момент схватки рукопашной.
Первый момент всецело основывается на психических качествах человека, и залог успеха для проведения второго момента всецело зави­сит от степени развития этих качеств.
Второй момент основывается на психических и физических качествах (к физическим качествам относятся и специально технические) и находится в зависимости от качественного проведения первого момента. Неиспользование первого момента или плохое его проведение еще не говорит о невозможности достижения победы, а только значительно усложняет ее.
Если первый момент бывает короток, а не­обходимость требует его удлинения, т.е. если надо выиграть время, - это всецело зависит от внутренних качеств человека. Я разбирал рас­сказанные мне различные случаи применения приемов, при чем рассказывающие обычно го­ворили о приеме и его результате, опуская предшествующие действия, т.е. первый момент, который для меня, имеет большое значение. Расспрашивая подробно о нем, в связи с про­ведением приема, я пришел к заключению, что:
а) большинство мало придавало зна­чения этому первому моменту и проводило его плохо, а иногда опускало совсем, по­этому бывали случаи незначительной за­тяжки времени до применения решающего приема;
б) меньшая часть лучше проводила этот момент, и успех достигался скорее и легче
в) отдельные лица в некоторых доволь­но серьезных случаях превосходно прово­дили свой подход, и в, этих случаях успех, конечно, давался, слишком легко.
На основании всего сказанного я предоста­вляю читателю сделать вывод о значении развития психических качеств. Следует также упо­мянуть, что развитие и применение психических качеств при тренировке и, особенно, при состя­зании проходит в условиях довольно сложных, тогда как в жизни проявление их обычно бы­вает более простым и легким.
Развитие психических качеств достигается в незначительной степени некоторыми подго­товительными упражнениями, больше прохожде­нием приемов в тренировочно-состязательном порядке и наибольше всего - при тренировке и состязании.
Таким образом, последовательное прохожде­ние данного отдела построено на постепенном переходе от простых к более сложным дей­ствиям с технической стороны и, параллельно с этим на возрастающем проявлении волевых качеств, с психической стороны.
В отдел специальной подготовки входят:
а) Специальные подготовительные упражнения;
б) Приемы и их варианты;
в) Страховка, защита и приемы после защиты, техника приемов;
г) Общая тренировка на все приемы;
д) Тактика применения приемов.
Соблюдение указанного порядка прохожде­ния, помимо развития упомянутых качеств, еще вырабатывает ценные навыки страховки, без ко­торых совершенно невозможно было бы прово­дить не только тренировку и состязание, но даже и разучивание некоторых существенных приемов.
Эти навыки страховки по производству сво­ему - технические навыки, но они очень близко связаны и находятся в зависимости от психи­ческих качеств занимающихся, т.е. технически мы их проводим, а степень большей гарантии зависит от психических качеств, как-то: хлад­нокровия и самообладания.
 
Требования при самостоятельных занятиях общей тренировкой
Перед нами встает важный вопрос; как нужно тренироваться, чтобы достигнуть больших результатов, не причинив себе вреда:
а) неправильными организацией и ведением за­нятий;
б) неумелым применением приемов.
Приступать к общей тренировке можно:
1. При условии подготовленности организма в физическом отношении к работе, требующей большого напряжения;
2. При знании техники всех приемов, прак­тических указаний из тактики применения при­емов, но при условии полного соблюдения хлад­нокровия.
Во время тренировки необходимо соблюдение соответствующего режима, состоящего из ряда гигиенических правил и правильного питания. Хотя требование режима должно соблюдаться с самого начала занятий, о чем даются со­ответствующие указания инструкторами, но фактически оно соблюдается очень мало. При переходе к самостоятельной, серьезной и напря­женной работе соблюдение соответствующего режима обязательно. Это является одним из существенных средств достижения успеха, гаран­тией от причинения себе, возможно, очень серьезного вреда.
На этом отделе я остановлюсь несколько подробней, чтобы указать, хотя бы кратко, значение гигиены и питания, а также средства для их соблюдения, применительно к обычным условиям человека, занятого значительное время дня выполнением служебных обязанностей.
Таким образом, при общей тренировке на все приемы с целью подготовки к состязанию или просто для большего усовершенствования в самозащите необходимы следующие основ­ные требования, без знания или выполнения которых приступить к тренировке нельзя:
1.Физическая подготовленность организма;
2.Знание приемов и уменье тактического применения их;
3.Соблюдение режима.
В последующих документах мы рассмотрим каждое из этих требований от­дельно.
 
Физическая подготовленность организма
Физическая подготовленность организ­ма необходима для приведения организма в состояние большей работоспособности - не за счет собственного здоровья занимающегося лица. Только при таком физическом состоянии организма можно без вреда для него принимать участие в серьезных состязаниях, требующих большого физического напряжения. Если за­нимающийся не захочет считаться с этим, то он рискует получить серьезные сердечные, желудочные и пр. заболевания, от которых потом не всегда удается счастливо отделаться.
Лица, систематически проходящие всю про­грамму самозащиты, т.е. в порядке указан­ной постепенности, достаточно подготовляют свой организм в физическом отношении для большего напряжения.
Подготовка организма в физическом отно­шении начинается с самого начала занятий по самозащите или, вернее, даже до начала за­нятий. Дальше она продолжается в течение прохождения всего курса параллельно со специальной подготовкой.
Во всех схемах обучения отведено время на общую подготовку.
Кроме того, летом обычно бывает перерыв в занятиях, во время которого рекомендуется заняться какими-либо летними видами спорта: легкой атлетикой, бегом, прыжками, метанием, плаванием и др.
Зимой ходьба на лыжах, если даже и мало проводится, все же дает некоторые результаты.
Таким образом, суммируя все занятия, можно считать, что каждый может ко времени перехода к общей тренировке достаточно подготовить свой организм в физическом отношении.
Я здесь совершенно не упоминаю еще специ­альных занятий: приемов односторонней и дву­сторонней тренировки и т. д., которые имеют большое влияние на организм в смысле физиче­ского развития.
Неблагоприятно могут отражаться на под­готовке организма продолжительные перерывы между занятиями. Тогда следует для исправления полученного в течение перерыва дефекта уде­лять больше времени общей физической под­готовке. Если же перерыв был очень продол­жительным, то первое время следует зани­маться только одной общей физической подготовкой.
 
Знание приемов с умелым тактическим применением их
Знание приемов с умелым тактическим применением их составляет сущность всей самозащиты без оружия. При переходе к общей тренировке мы только совершенствуемся в более искусном применении системы во все­возможных положениях и условиях. Без знания приемов или при плохом их знании невозможно достигнуть привычки инстинктивного примене­ния их, а тем более применения их «по прин­ципу». Кроме того, при плохом знании приемов переход к общей тренировке опасен, в виду воз­можного причинения повреждений партнеру. Человек, плохо или неточно делающий прием поневоле вынужден бывает применить больше чем следует физической силы для получения необходимого результата. Если же в быстрой работе он случайно сделает прием правильно и в силу привычки приложит обычное для этого приема количество физической силы (в быстрой работе иначе и не может быть), то очень легко может причинить противнику повреждение.
Собственно, при правильном прохождении курса приемы ко времени перехода к общей тренировке усваиваются всеми обучающимися, а у некоторых из них вырабатывается даже привычка инстинктивного применения их. При на­личии большого перерыва между занятиями приемы, если и забываются, то все же очень быстро восстанавливаются в памяти, для этого требуется два или, самое большее, три урока. При повторении приемов необходимо проделывать их сначала медленно и потом посте­пенно ускорять темп. Умелое использование некоторых указаний тактического применения приемов усваивается при прохождении курса в односторонней и двусторонней тренировках. Требование этих знаний нельзя считать в настоящий момент обя­зательным, но лишь желательным, так как, с переходом к общей тренировке, тактику при­менения приемов приходится начинать сначала. Она является основой общей тренировки, где на нее будет обращено главное внимание, и разработка будет самой тщательной и подробной.
 
Соблюдение режима
Третье основное требование - режим. Нельзя считать, что жизненный режим необ­ходим только при тренировках или при заня­тиях физической культурой, он необходим каждому сознательному человеку в его повсе­дневной жизни. Поэтому каждый из занимаю­щихся, при определении для себя соответствующего режима, должен уметь так распреде­лить время, сообразно со своими служебными занятиями, чтобы это вполне гармонировало с элементарными требованиями гигиены работы, труда, отдыха и питания. Установив соответствующий режим, необходимо твердо .придер­живаться его и не изменять без крайней к тому необходимости. Разрешение вопроса о распре­делении времени является существенной частью при определении режима.
Распределение времени.
При распределении времени приходится исходить от часов, занятых исполнением служебных обязанностей, считая, что занятий физических в это время никаких не может быть. Исключение составляют ре­зинки - для развития грифа, для упражнений с которыми можно не отводить специального времени (можно заниматься даже во время ходьбы). Время, занятое службой, бывает у боль­шинства преимущественно от 9 ч. до 16 - 17 часов. Затем обед, а после него раньше 2 - 3 часов заниматься нельзя. Таким образом, время для начала тренировки можно назначить между 7,5 - 8,5 часов вечера. Продолжитель­ность занятий (вместе с отдыхами) 50 мин - 1 час. Большое значение для оздоровления организма имеет утренняя гимнастика, так называемая зарядка. Время на нее требуется от 5 до 10 мин. ежедневно. Такое количество минут при всей загруженности работника всегда можно найти. О благотворности влияния за­рядки я не буду говорить, для этого лучше по­пробовать провести занятия раз 5 - 6, и тогда оценка зарядки будет красноречивее всяких слов. Утренние упражнения в то же время являются подготовительными упражнениями, которые мы включаем в каждый урок. Упражнения эти производить до еды или чая, за не­сколько минут, при чем, конечно, необходимо придерживаться правильного составления урока в смысле напряжения и постепенного увеличения коли­чества упражнений. Кроме того, включение со­ответствующих упражнений в программу должно быть строго продумано, чтобы не было упраж­нений, развивающих одну и ту же группу мышц, и чтоб они соответствовали индивидуальному развитию занимающегося. В дни, свободные от тренировки или других (повторных) занятий на ковре, полезно проделывать утренние упраж­нения вечером за 1 час до ужина при отсут­ствии его за час до сна, при этом можно уси­лить напряжение и прибавить количество упражнений. При выборе упражнений не сле­дует забывать о дыхательных упражнениях, так как дыхание тесно связано с работой, а тем более с тренировкой.
О создании для занятий гигиенических усло­вий и вообще соблюдении правил гигиены в личной жизни говорить не приходится - нам всем это знакомо, исполнять же это необхо­димо.
Основные положения. Если служебные заня­тия требуют уделения других часов суток, то наши занятия можно переносить сообразно этим условиям, но необходимо помнить следующие основные положения: норма сна взрослого человека 7 - 9 часов в зависимости от состоя­ния здоровья и количества работы. Рекомен­дуется раньше ложиться и раньше вставать. Ложиться примерно часов в 11, Зарядку про­делывать натощак. В зависимости от квартир­ных условий лучше проделывать раздетым (не забывать проветривать предварительно поме­щение), после упражнения полезно обтереться водой комнатной температуры и вытереться жестким полотенцем. Повторными упражнениями или тренировкой заниматься после за­втрака можно через 1,5 часа, а после обеда через 2 - 2,5 часа. Оканчивать упражнения вообще до еды за 20-30 минут. При плохом самочувствии или недомогании вследствие болезненного состояния, заниматься нельзя.
В смысле питания следует придерживаться своей привычки в потребности организма.
Можно считать хорошей смешанную пищу, при этом желательно сдабривать ее побольше мо­локом, овощами и фруктами. При правильном питании необходимо воздержание (не есть больше того, чем требуется для утоления голода нормально). Перед сном есть не позже, как за 1-1,5 часа. Не употреблять большого количества жидкости. Пища должна заключать в себе питательные вещества, способствующие развитию деятельности организма. Мерой пита­тельности вещества служит калория. Человеку в день требуется 2500-3000 калорий (количе­ство калорий зависит от многих индивидуальных причин), при увеличенной физической работе требуется 4000 и больше калорий. При­вожу выдержку из книги д-ра Лоренца: „Гииена телесных упражнений", где он дает очень, ясную (в нашем представлении) оценку питательных веществ, выраженных в калориях: «Для правильной оценки питательных веществ необходима определенная мерка. Наука уста­новила ее в калориях. Для оценки пищи до­статочно понятия „большая калория", которая обозначет количество тепла, необходимого для нагревания одного литра воды на один градус Цельсия. Представление о калории в практическом отношении может встретить затруднение. По­этому целесообразно дать калории реальное обозначение. Если дело идет о питании при спорте, то практически питательный масштаб можно приурочить к 1-му грамму картофеля, так как грамм картофеля очень близок к пита­тельной ценности большой калории. Поэтому под одной калорией можно представлять себе питательность одного грамма картофеля. Профессор Рубнер (Берлин) установил следующие средние цифры: один грамм белка или содержащих азот веществ дает 4,1 калории, один грамм жира или масла дает 9,3 калории, один грамм углеводов дает 4,1 калории. Пользуясь цифровыми данными этой выдерж­ки, можно легко, по калориям довольно ясно представить себе питательность тех или дру­гих продуктов.
При занятиях тренировкой в смысле напря­жения следует придерживаться кривой обыч­ного урока. Для этого вначале следует брать подготовительные упражнения или повторять более трудные приемы, совершенствуясь в быстром и чистом техническом их проведении. Затем после небольшого отдыха приступать к тренировке. Сначала проделать несколько отдельных схваток, разбирая ошибки каждой, а затем взять на время 1- 1,5 минуты бес­прерывно. Разбор недостатков делать по оконча­нии назначенного времени. Сообразно с под­готовленностью организма время тренировки-состязания постепенно увеличивать. Но делать это следует очень осторожно, чтобы не пере­оценить свои силы. Нормальным считается, когда борец по окончании установленного времени тренировки-состязания имеет еще запас физической силы для проведения еще 1 - 2 схваток. В конечном результате доходить до б - 8 минут беспрерывной тренировки. После окончания схваток или тренировки на ковре каждый раз, сходя с него, не садиться тотчас же для отдыха, а проделать успокаи­вающие упражнения. Обычно тренирующиеся всегда начинают схватку очень горячо, а поэтому быстро расходуют свои силы (хватает на 1 - 2 минуты), и уже для проведения последующих схваток тре­буется продолжительный отдых, но все-таки схватка и после этого проходит тяжело.
Такое ведение тренировки совершенно не­правильно: силы расходуются в небольшой пе­риод времени почти все, не говоря уже о том, какой опасности тренирующиеся подвергаются.
Занимаясь тренировкой самостоятельно, все­гда необходимо помнить об экономии сил, так как при отсутствии инструктора приходится самим выполнять часть его функций.
Тренироваться следует 2 - 3 раза в неделю.
При самостоятельных занятиях, кроме прак­тических указаний «Тактики применения при­емов» (см. раздел ИСКУССТВО САМБО), помнить:
1. о правильном расходовании своих сил;
2. о недоведении приемов до конца (ры­чаги, выверты, дожимы);
3. не проводить приемов рывками на основах, указанных в п. 2.
 
Тактика применения приёмов
В этой главе даются основные указания по тактическому применению приемов, наруша­вшиеся чаще всего при практических занятиях тренировкой. Эти указания применялись мно­гими довольно слабо, с недостаточной четкостью, а некоторыми и вовсе не применялись, благо­даря чему борьба выливалась в силовую, опас­ную и с неопределенными результатами возню.
Поэтому я даю объяснение значения такти­ческого применения приемов и подробное объяснение указаний для занимающихся. При даль­нейшей работе каждый борец, основываясь на данных указаниях, сам развивает и совершен­ствует более излюбленные и свойственные ему способы, сообразно индивидуальным наклонно­стям, физическому состоянию и характеру.
Значение тактики при применении приемов можно до некоторой степени сравнивать с ра­ботой головного мозга при координации наших движений, так как в обоих случаях физическая работа управляется психическими качествами, а степень успеха зависит от развития послед­них. В этих случаях для достижения успеха пользуются принципом: „с наименьшей затратой энергии получить больше результатов".
Главным результатом борьбы считаем победу, а ее-то и должно получить с затратой наименьшего количества энергии. Достижение этого зависит от психических качеств, напра­вляющих в известный момент определенные разученные навыки; кроме того, чём удачней выбран момент, тем меньше потребуется энергии.
Если же этот момент выбран неудачно или не использован как следует, то для достижения победы потребуется очень много физической работы, и последняя примет характер чисто си­ловой. Стремление борца всякой дисциплины - фехтование, борьба, бокс и т. д. - выражается в экономии своей энергии, в частности в стре­млении напасть на противника врасплох, т.е. воспользоваться его неподготовленностью, про­махом и более слабыми, уязвимыми местами, открытыми ли самим противником без прину­ждения другой стороны, или открытыми вслед­ствие некоторых комбинаций, примененных к нему.
Таким образом, применению приемов должен предшествовать тактический подход, во избе­жание завязки единоборства на силу, которая не всегда дает определенные практические ре­зультаты в смысле победы.
В „самозащите" больше, чем в какой-либо другой дисциплине, необходимо разумное упра­вление своими действиями и приобретенными навыками для достижения определенных целей.
 
Практические указания
Ниже изложенные основные указания по так­тическому применению приемов рассчитаны на начинающих или малоопытных, борцов, которые без этих указаний обычно приходят к этим положениям в результате продолжительной и бес­порядочной работы, с возможными нередко повреждениями.
Состязающиеся, выходя на ковер, должны помнить и следовать следующим, чаще всего встречающимся в нашей практике, указаниям:
1.Ознакомиться с физическими и психиче­скими качествами противника.
2.Не делать бесцельных движений.
3.Не напрягаться, когда в этом нет необ­ходимости.
4.Показывая обман, стремиться к достиже­нию цели его - введению противника в заблу­ждение.
5.К пассивности противника относиться осторожно.
6.При активности противника быть хладно­кровным, а при схватке не терять ориентации.
В следующем документе мы рассмотрим эти указания подробнее, по пунктам.
 
Подробное рассмотрение указаний
1.Ознакомиться с физическими и психическими качествами противника
Ознакомление с противником начинается с вы­хода его на ковер, где следует обратить вни­мание на рост и телосложение против­ника. При большом росте противника, обычно, удобно из стойки производить захваты за ноги его, в схватке же с небольшим противником обладающий быстротой напада­ющий делает этот захват чисто.
Сложение имеет значение в приемах, требу­ющих применения большого усилия, к каковым относятся: захваты за ноги с подниманием на себя и др., требующие крепких мышц спины и живота (поясницы).
Ознакомление с психическими качествами противника имеет ещё большее значение. Тактика по отношению к противнику, в за­висимости от выявленных его психических качеств, подробно излагается ниже, в характе­ристике пунктах 5 и б.
 
2. Не делать бесцельных движений
Под бесцельными движениями подразумева­ются те движения, которые не имеют опреде­ленного назначения и не дают определенных результатов для производящего их.
Сюда, конечно, не относятся различные дви­жения, которые хотя и не показывают на же­лание провести известный прием, но имеют свою цель. Например, когда противник не ра­ботает на быстроту, можно попробовать задер­гать его быстрыми, без определенного назна­чения движениями, вследствие чего он может потерять самообладание, и потом уже легко провести прием.
 
3. Не напрягаться, когда в этом нет необходимости
Постоянное и ненужное напряжение утомляет и изматывает состязающихся, кроме того, в не­которых случаях оно способствует, например, при выводе из равновесия, открытию намерений по отношению к противнику. Хотя, на основании практики, можно сказать, что последнего осо­бенно опасаться не приходится, так как это возможно лишь при очень тонкой работе про­тивника, все же усиление напряжения допу­стимо только при производстве приема, за­щите и обмане.
 
4.Показывая обман, стремиться к достижению цели его - введению противника в заблуждение
Показывая обман, начинающие или мало работавшие борцы большею частью замазы­вают его, т. е., схватив противника для прове­дения определенного приема, тотчас же отпу­скают его. Противник часто не успевает понять этого действия и совсем не отвечает на него, как будто приема и не было. Такое проведе­ние обмана нужно считать неудачным. Поэтому необходимо выдержать до начала ответа на прием (обман) со стороны противника и лишь после этого переходить на другой прием.
 
5. К пассивности противника относиться осторожно
Пассивность, особенно при хладнокровии про­тивника, очень загадочна. Ее нельзя считать только за боязнь, она и судьями не считается за отрицательное поведение противников, так как пассивность противник, может быть, счи­тает необходимым по своим тактическим соображениям. Например, противник, вполне на­деясь на применение защиты против приема на­падающего, считает для себя наиболее удобным и легким после защиты захватить его на прием. Если же выяснится, что пассивность противника является следствием боязни, и что он избегает
захватов, то делать захваты за голову или за руки для проведения приема не имеет смысла, так как он быстро будет срывать их, зато, как обман, эти захваты могут в данном случае хорошо пройти.
 
6. При активности противника быть хладнокровным, при схватке не терять ориентации.
По началу ведения схватки видно, чего про­тивник больше придерживается: активности или
пассивности ведения ее, хотя то или иное по­ведение противника может быть характерным
только для начала схватки, а в дальнейшем он изменяет свое поведение.
Активность со стороны противника ука­зывает, отчасти, на уверенность его и требует от другой стороны сохранения полного хладно­кровия для проведения правильной защиты и использования представившегося удобного момента для приема, для чего в схватке не терять ориентации.
Во время схватки необходимо также учесть и хладнокровие противника. Хладнокровие чувствуется с самого начала схватки. Если только противник выдерживает его и дальше, оно не особенно приятно действует на партнера, так как чувствуется внимательность противника и возможность с его стороны использования всякого удобного момента, поэтому невольно приходится самому быть осторожным.
Теперь стоит еще разрешить очень важный вопрос технического порядка, как работает противник:
а) на одних приемах (без обманов);
б) на приемах с обманами;
в) на комбинациях..
A. Работа на одних приемах быстро определяется после нескольких захватов. Эта работа тяжеловесная, силовая, а по результатам для другой стороны самая безопасная.
Б. Работа на приемах с обманами или, как мы называем, работа на технику - хорошая работа. Ее ведут более опытные работники, к тому же много силы в этом случае не при­меняется, качество же ее увеличивается в за­висимости от быстроты ведения, в результате чего она становится опаснее для противника.
B. Работу противника на комбинациях сразу узнать трудно и опасно, так как можно легко получить поражение, а потому необходимо постепенно анализировать все схватки. Эта ра­бота считается отличной.
Если противник не сразу показывает свою работу, а желательно ее определить, нужно сделать некоторые испытания его знаниям и умению пользоваться ими, разобрав внимательно, по пунктам, тактические указания; необходимо в последующих тренировках привыкать к исполь­зованию всего этого материала.
Если, сначала будет казаться трудным охваты­вать все, необходимо вернуться к урокам тре­нировки, где проходится постепенная подго­товка борца (трудность будет особенно остро чувствоваться не проходившими систематиче­ских занятий по „Руководству").
Впоследствии все указания будут воспри­ниматься легко, и некоторые борцы, на основе их, будут совершенствоваться, и вырабатывать в дальнейшем свои методы, соответствующие их способностям и желаниям.
Тренировка тактических подходов интересна для занимающихся, и, чем больше мы работаем и совершенствуемся в ней, тем она становится интереснее. Иногда распознавание некоторых качеств противника дается довольно трудно, несмотря на всех старания. Это может происходить по двум
причинам:
1.при неправильном подходе с нашей сто­роны;
2. при работе с очень опытным  против­ником.
О первом случае говорить не приходится, так как он ясен сам по себе. Переходя ко второму пункту, я дам раньше всего общий совет: надо всегда принимать во внимание, что знание одной стороной известных подходов для достижения цели не исключает возможности таких же знаний, а может быть, и больших и с другой стороны. Понятна поэтому трудность определения качеств такого противника, который старается не раскрывать их и достигает этого при простом подходе к нему другой стороны. Такая работа является началом самостоятельного совершенствования борца на основе ука­заний. К совершенствованию борца следует от­нести также уменье заставить противника путем известных своих действий:
а) принимать со­ответствующие удобные для себя положения;
б) принудить его проводить определенные актив­ные действия, подготовляя себе как в первом, так и во втором случае удобный момент, ре­шающий схватку поражением противника.
На первый взгляд может показаться, что для этого достаточно сделать: в первом случае обман, а во втором - даться на прием, но это не так. В первом случае простого обмана здесь мало, так как момент, полученный в резуль­тате обмана, слишком короток, кроме того, он может смазаться при попытке к использованию его, да и, кроме того, противник не. всегда поддается обману. Нам же нужно получить длительный и более верный момент; для этого нужно усыпить бдительность противника, путем продолжительной и серьезной работы на одних пунктах, и только в процессе этой работы может получиться нужный нам момент для проведения приема в других пунктах.
Во втором случае «даться на прием» - это значит выехать на защите, или, при некотором искусстве, на комбинации. Но такая тактика не всегда приносит положительные результаты. Противника нужно навести на ложную оценку своих качеств или тактики, благодаря чему он будет проводить активно соответствующую тактику.
Вообще должен сказать, что знание намере­ний (действий) противника, хотя бы и не­ приятных для себя, уже есть часть победы или шанс для нее....... Дальнейшая практическая работа научит оты­скивать пути и средства для использования слабых мест противника.
В заключение я дам еще один совет, который может принести некоторую пользу. Это самый подробный анализ каждой своей неудачи, ко­торый является лучшим предупреждением на будущее время от подобных ошибок. Мне не­сколько раз приходилось наблюдать, с каким внутренним неудовольствием товарищи разбирают свои ошибки при поражении, стараясь отделаться от разбора как можно скорее и в то же время найти некоторое оправдание и утешение для себя, часто приписывая свои ошибки простой случайности. Такие товарищи не обра­щают при этом внимания на то, что случай­ности у квалифицированных борцов вообще бывают редки, у них же они случаются, чуть ли не все время.
Если целью занятий ставится достижение положительных результатов, то и работать надо серьезно.

Авторизация

Реклама