Правила соревнований. Глава 4. Правила судейства

Категория: Сумо Опубликовано 21 Февраль 2015
Просмотров: 2017

Правила соревнований. Глава 4. Правила судействаПравила соревнований.
Глава 4. Правила судейства

 

1. Правила борьбы

Клип 1. Действия судьи во время поединка.


1.1. За исключением особых ситуаций, нижеследующие положения определяют победителя схватки:
- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами сёбу-давара;

 


Клип 2. Фрагмент поединка. Схватка остановлена. Один из борцов коснулся дохе рукой.

 


Клип 3. Пример судейской ошибки. Голубовский борется с Успенским - два ведущих борца в Европе. Заступ был у Голубовского и победу присудили ему.


 

Клип 4. Борется норвежец с нашим борцом Монгушом. Монгуш пытался провести бросок, но норвежец вытолкнул его раньше.

 


Клип 5. Поединок. Победа скручиванием.
 
- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела, кроме подошв ступней, в пределах сёбу-давара.
1.2. К особым ситуациям относится положение синитай ("мертвое тело") - полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению.
1.2.1. Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого
противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ.
1.2.2. Атакующий не проигрывает схватку, заступая за сёбу-давара, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которо­го противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси.
1.3. Атакующий не проигрывает схватку, заступив за сёбу-давара, когда он, подняв противника, выносит и опускает его за сёбу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за сёбу-давара спиной впе­ред.
1.4. Атакующий не проигрывает схватку, если при выпол­нении победного броска подъем его ноги касается дохё.
1.5. Не является поражением* если горизонтальная перед­няя часть маваси (орикоми) касается дохё.
1.6. Борцу могут объявить поражение по решению судей­ской бригады в следующих случаях:
1.6.1. Если он не может продолжать схватку из-за травмы;
1.6.2. Если он проводит киндзитэ (запрещенные дейст­вия);
1.6.3. Если он самостоятельно заканчивает схватку;
1.6.4. Если он умышленно не поднялся из исходного поло­жения;
1.6.5. Если он не выполняет команды гёдзи;
1.6.6. Если он не является на дохё-дамари (сектор ожида­ния) после второго официального вызова;
1.6.7. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.
1.7. Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и прово­дится повторная схватка.
 
2. Действия гёдзи на дохё
2.1. Когда борец поднимается на дохё и выполняет риту­ал тиритёдзу, гёдзи должен стоять с внутренней стороны юж­ной токудавара, лицом к северу (сёмэн). Данная позиция гёд­зи в дальнейшем именуется исходной позицией.
2.2. Когда борцы направляются к середине дохё, гёдзи должен одновременно сделать два шага вперед из исходной позиции.
2.3. Когда борцы принимают позу сонкё (присед), гёдзи, убедившись, что их дыхание синхронно, должен дать коман­ду "Камаэтэ!" ("Приготовиться!"), отойти на полтора шага назад и принять стойку ноги врозь. Затем он должен дать ко­манду "Тэ о цуйте! Матта наси!" ("Руки на линию! Без фальстарта!") и в положении полуприседа, слегка вытянув руки ладонями внутрь, начать схватку командой "Хаккэёй!".
2.4. Команда "Хаккэёй!" подается сразу же после того, как борцы одновременно коснутся руками дохё и сделают вдох. Руки борцов должны быть расположены при этом за сикирисэн (стартовая линия).
2.5. Когда борец начинает атаку без команды, гёдзи дол­жен объявить "Матта" (" фальстарт!") и вернуть его в исход­ное положение.
2.6. Когда татиаи выполнен неправильно, вышеуказанная процедура повторяется.
2.7. Когда один из борцов пытается начать татиаи до ко­манды "Хаккэёй!", гёдзи должен объявить ему: "Мада ё! Мада ё!" ("Еще нет! Еще нет!"), а другому повторить команду " Тэ о цуйтэ ! Тэ о цуйтэ!" ("Руки на линию! Руки на линию!") и, убедившись, что руки борцов касаются поверхности дохё,
начать схватку командой "Хаккэёй!"
2.8. В ходе схватки гёдзя подает две команды: "Нокотта!" для активизации борьбы и "Хаккэёй! когда оба борца пре­кращают действия.
2.9. Как только гёдзи определил исход схватки, он должен дать команду "Себу атта!" ("Исход ясен!") и указать рукой сторону дохё (восточную или западную), с которой вступал в схватку победитель.
2.10. Гёдзи должен определить победителя сразу же после окончания схватки, независимо от того, насколько неожиданно она заканчивается, даже, когда трудно принять реше­ние.
2.11. Перед объявлением победителя (катинанори) гёдзи должен занять исходную позицию и, после того как борцы обменяются поклонами, указать рукой на победителя и объявить: "Хигаси-но кати" или "Ниси-но кати!" ("Победа Востока!" или "Победа Запада!"). Однако если у судейской бригады возникают разногласия, то объявлять победителя следует только тогда, когда все судьи займут свои места по­сле вынесения окончательного решения.
2.12. Если во время схватки развязывается маваси, гёдзи должен дать команду "Матта!" прервать схватку и сохра­нить кумитэ (зафиксированное положение, в котором схватка была прервана) до возобновления схватки.
2.13. После приведения в порядок маваси, получив под­тверждение симпантё, что ни один из борцов не нарушил кумитэ, гёдзи должен положить руки на спины обоих бор­цов, объявить; "Хикимасё!", "Хикимасё!"- и, легко хлоп­нув по спинам, возобновить схватку, подав команду "Хаккэёй!".
2.14. Гёдзи должен командой "Матта"остановить схват­ку и дать указание борцу распустить захват, если он совер­шает нижеследующие действия:
- захватывает татэмаваси (вертикальную часть маваси), орикоми, бандаж или плавки противника;
- проводит гассё захват туловища руками в замок.
Однако в тех случаях, когда невозможно дать такую ко­манду, данное ограничение не применяется.
2.15. Гёдзи должен командой "Матта!" немедленно пре­рвать схватку, если борец получил травму. Решение о во­зобновлении схватки принимает судейская бригада после консультации с медицинской службой.
2.16. Гёдзи должен немедленно остановить схватку ко­мандой "Матта!" когда борец проводит киндзитэ.
2.17. В начале и в конце командных соревнований гёдзи должен построить борцов Востока и Запада для поклона по команде "Рэй!". Во время этого ритуала он должен нахо­диться в исходной позиции.
 
3. Действия симпантё и симпанов
3.1. Симпантё и симпаны свое несогласие с действиями гёд­зи выражают поднятием правой руки.
3.2. В ходе схватки симпантё, подняв правую руку, дает указание гёдзи остановить схватку командой "Матта!" в сле­дующих случаях:
- татиаи (стартовый рывок-подъем) выполнен неправиль­но, а гёдзи этого не заметил и схватку не остановил (татиаи в этом случае повторяется);
- гёдзи просмотрел заступ за сёбу-давара (фумикоси) с четким следом на дзяномэ (песок с внешней стороны сёбу-да­вара) одного из борцов и схватку не остановил;
- поднята правая рука одного из симпанов.
3.3. В ходе схватки симпан поднимает правую руку только в том случае, если он заметил фумикоси с четким следом на дзяномэ одного из борцов, а гёдзи просмотрел этот момент и схватку не остановил.
3.4. После окончания схватки симпантё или симпаны под­нимают правую руку в случае несогласия с решением гёдзи об исходе схватки.
 
4. Спорные ситуации и их разрешение
4.1. Если несогласие с решением гёдзи выражает один сим­пан, то решение о проведении обсуждения принимает гёдзи.
4.2. Если несогласие с решением гёдзи выражает симпантё или более одного симпана, гёдзи должен жестом пригласить всю судейскую бригаду на дохё и в центре его провести обсуж­дение.

Клип 6. Судейская бригада проводит обсуждение.

 


Клип 7. После прошедшего обсуждения объявление победителя.
 
4.3. Если симпан готов участвовать в обсуждении в силу того, что схватка плохо просматривалась с его места, он де­монстрирует свою неготовность, закрывая глаза руками.
4.4. Гёдзи должен четко аргументировать свое решение.Его мнение является отправным моментом дискуссии. Если один или более симпанов не согласны с аргументами гёдзи, ре­шение, в принципе, принимается большинством голосов. Гёд­зи в голосовании не участвует.
4.5. При обсуждении спорной ситуации члены судейской бригады должны высказывать свое мнение ясно и кратко, ос­новываясь на четком обозначении кимаритэ. Они должны быть деликатными и не настаивать на своем мнении слиш­ком упорно, чтобы не осложнять ход обсуждения.
4.6. Окончательное решение по спорной ситуации выно­сит симпантё, при этом он должен постараться убедить мень­шинство в справедливости принятого решения.
4.7. Объявление о принятом в результате обсуждения ре­шении с пояснениями делает симпантё. Гёдзи после этого действует в соответствии с принятым решением.
4.8. После официального объявления о принятом реше­нии какие-либо возражения симпанов не принимаются и не рассматриваются.
 
5. Киндзитэ — запрещенные действия
5.1. Удары кулаком или тычки пальцами.
5.2. Удары ногами в грудь или живот.
Также запрещено:
5.3. Хватать за волосы.
5.4. Хватать за горло.
5.5. Хватать маэбукуро (гульфик маваси} или маэтатемицу (передняя вертикальная часть маваси противника) или стягивать ее вниз, просунув палец сбоку.
5.6. Заламывать пальцы противника.
5.7. Кусать противника.
5.8. Бить по лицу рукой наотмашь.
  


(*) Искусство СУМО.  Федерация СУМО России, ООО “ВИПв”. Компакт-диск в розничную продажу не поступал