Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Категория: Блог гл. редактора Опубликовано 31 Август 2015
Просмотров: 8358

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе - Так, казнить нельзя, помиловать тоже нельзя. Что же будем делать?
- Пытать, Ваше благородие. Пытать можно...

- И запомни, сынок, не всего в жизни можно добиться кулаками. Иногда приходится брать в руки хорошую дубину!

Мы уже разобрались, какие локальные и глобальные цели перед собой ставить, что бы решить нужный нам комплекс задач (см. части 1 - 6).
Сам характер этих задач заставляет нас при своей работе не воспринимать на веру никакие утверждения , а лично убеждаться в их истинности или ложности.
И хотя при рассмотрении некоторых тем, мы будем искать ответы на вопросы, которые пытаются решить и с помощью мистических форм познания, к религии наше исследование никакого отношения не имеет. Но это совсем не означает, что мы не будем опираться на опыт и мудрость известных и малоизвестных наставников и сподвижников самых разных религиозных систем.
Выделим три направления для этой работы:
1. Повышение уровня личной безопасности;
2. Использование жизненных ситуаций;
3. Стремление к тотальному контролю

 

1. Повышение уровня личной безопасности

Язык ни разу не доводил меня до Киева, а вот до телесных повреждений различной степени тяжести доводит регулярно...

Лучше семь раз покрыться потом чем один раз инеем;

На этом направлении всё более-менее понятно. Есть много реальных систем и вспомогательных средств*, которые действительно работают**. Они помогают нам приобрести качества и дополнительные возможности, очень важные для избегания или успешного преодоления конфликта.
Основная особенность обучения на этом этапе - получение знаний должно проходить под контролем учителя, либо самостоятельно, по наработанной методике

Однажды один юноша обратился к своему учителю с просьбой: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что наставник, сняв со своего пальца кольцо и надев его на палец ученика, ответил: «Я знаю, как помочь. Никогда не снимай это кольцо — видишь, на нем высечена фраза: „это пройдет!“.
Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!»
Юноша последовал совету учителя и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот — еще больше вышел из себя. Он сорвал его с пальца и в ярости начал топтать, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «и это тоже пройдет»…
В последствии юноша стал знаменитым царём Соломоном - символом мудрости всего рода человеческого, понимающим даже язык зверей и птиц.

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе
Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.

 

И если средства (например, кольцо-оберег, травматический пистолет, бейсбольную биту и т.п.) мы приобретаем (или нам дарят) лишь для решения конкретной задачи (сдерживание своих негативных эмоций, повышения уровня личной безопасности, игры в бейсбол и т.д.), то некоторые из наработанных нами качеств (умение постоять за себя и быстро бегать, уверенность в себе, гибкость мышления, хорошее здоровье...) могут быть нам необходимы, а подчас и жизненно необходимы и для обыденной жизни.

 

(*) Примеры работы по первой линии
1) Занятия единоборствами; 2) Приобретение средств самообороны (газового баллончика, электрошокера, травматического пистолета...); 3) Приобретение защитно-караульной собаки; 4) Занятия бегом; 5)Оздоровительные практики; 6) Избавление от негативных привычек (курения, чрезмерного употребления алкоголя, обжорства...); 7) Наработка позитивных привычек (в том числе и повышающих уровень личной безопасности)......

(**) Но конечно необходимо хоть как-то уметь анализировать имеющуюся информацию:
а) Выбирать системы и способы подготовки, подходящие нам...

В школе меня частенько избивали, отец тогда отвел меня в секцию по боксу. Я этот кошмар никогда не забуду, приду, бывало из школы весь побитый, собираюсь и иду на тренировку, где меня били уже профессионально.

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

 

б) И не верить недобросовестной рекламе

 


2. Использование жизненных ситуаций.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Жизнь учит нас до тех пор, пока не вынесут с занятий.
Сян-цзы

 Чем выше наш уровень понимания, тем больше мы можем использовать события, происходящие с нами, для своего обучения.

Мастер собрал своих учеников для лекции в обычной институтской аудитории. Вдруг в форточку залетела небольшая птичка. Увидев, что она попала в какое то непонятное место, пичуга решила вернуться назад, но налетела на стекло. Потом ещё и ещё раз. Ею овладела паника. Она стала рваться на улицу, но непонятная преграда не пускала её на волю. Это продолжалось несколько минут. Наконец птица как бы успокоилась и перестала повторять свои попытки, смирившись, как могло показаться со стороны, со своей судьбой. Просидев неподвижно несколько секунд, она спокойно вылетела в форточку.... 

"Наше сегодняшнее занятие закончено", сказал наставник и вышел из аудитории. 

 

В контексте этой статьи, под жизненнымие ситуациими мы будем подразумевать события, свидетелями которых мы являемся, или узнаём о них каким либо образом, способствующие нашему выходу из привычного "механического" состояния. Они могут быть (или могут нам казаться) не обязательно только негативными, или позитивными (см., например, вышеприведённую притчу), но проще всего работать именно с ними.

 

Мы уже начали обсуждение некоторых аспектов такого рода работы, связанных именно с отрицательными состояниями, в предыдущих частях блога. Поэтому коснёмся их кратко. А работу с состояниями позитивными рассмотрим чуть более детальнее.

 

2.1. Работа с негативными эмоциями

Видеть не могу несправедливость, потому и закрываю глаза.

Для решения нашего комплекса задач в первую очередь важно изучение своих реакций, возникающих в следствии взаимоотношений с окружающими нас людьми. Наиболее интересны, конечно, любые конфликтные ситуации. Ведь даже те из них, которые, с точки зрения здравого житейского смысла, кончаются для нас плачевно, можно использовать с пользой для себя.
Избил меня местный гопник, спасибо гопнику, ведь он помог мне увидеть в себе целый ряд недостатков, связанных с неумением постоять за себя...
Раздражает сослуживец на работе - спасибо сослуживцу, ведь он мне постоянно и ненавязчиво показывает, что у меня проблемы не только с физической защитой, но и психологической...
Но конечно, лучше блин комом, чем земля пухом. То есть, "всего хорошего" должно быть в меру, ведь достигнуть цели, перегибая палку, может только стрелок из лука. Слишком частые встречи с гопником резко повышают мои шансы стать инвалидом. А ежедневное, многочасовое общение с неприятным сотрудником может, в конце концов, полностью обесточить меня, приведя к букету хронических заболеваний*...
Поэтому, пока мы не почувствуем в себе достаточной личной силы, негативные ситуации искать, естественно не стоит.

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Приобретя электрошокер, научитесь с ним работать, отрабатывая различные варианты самообороны (A)

Они обязательно будут находить нас сами. А вот тогда уж и нужно их использовать по максимуму, пытаясь правильно на них реагировать.

Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоуменно спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Возможно, со временем, что бы "ускорить процесс обучения", нужно будет самим искать встречи с неприятными для нас событиями и людьми...

Один психиатр женился на безобразной женщине.
- Я знаю, - сказал он друзьям, - она косая, у нее кривые ноги, она глупа, но какие ее мучают кошмары!!!

 

(*)
На дорогах сейчас такой беспредел творится! Страшно права покупать!

Никогда не хвастайтесь перед соседом, живущим над Вами, сколько удалось сэкономить денег на ремонте квартиры.

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Защита от подготовленного нападения с использованием подручного предмета (сумки) (А)

Похожие уроки нам могут преподносить неприятные, или кажущиеся нам неприятными, воздействия, "приходящие" из природной среды (плохая погода) и культурной среды (стояние в очереди в магазине или в автомобильной пробке, рост цен на продукты питания и т.п.). Но реагируем мы на них, изначально, более спокойно.

 

 

 

2.2. Работа с позитивными состояниями

Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!
Выдержка из притчи. См. выше

Хвалу и клевету приемли равнодушно...
А.С.Пушкин

Естественно, использование конфликтных ситуаций - не единственное средство получения нужной нам информации.
Учиться можно, например, просто находясь рядом с маленьким ребёнком.
Ведь на детях ещё нет кольчуги из привычек и ассоциаций, мешающих смотреть на мир открытыми глазами. И они, пусть и на время, просто своим присутствием помогают нам снять эту кольчугу с себя...


Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Икона Иисус Христос и дети


Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матф.18:3).

 

Или контактируя с братьями нашими меньшими...

 

2.3. Миры животных

В кафе заходит человек с собакой и заключает с посетителями пари, что его пес сейчас будет разговаривать. Но собака молчит. Человек оплачивает пари и уходит под общий хохот.
- Из-за тебя я проиграл уйму денег! - говорит хозяин собаке. - Почему ты не заговорил?
- Ну сколько можно тебя учить? - отвечает пес. - Не понимаешь, что ли, сколько денег мы загребем завтра?


Вблизи дома престарелых специально обученные кукушки подбадривают пенсионеров.


B Тамбове скончался волк, являвшийся тoвaрищем болeе чeм 10 миллионам россиян


Услышь нашу смиренную молитву, Господи! Мы молим за всех наших друзей-зверей, особенно за тех, кто страдает. За всех, на кого охотятся, кто потерялся, кого бросили, кто напуган или голоден; за всех, кто должен быть усыплен. Сжалься над ними, будь милостив! А тем, кто должен о них заботиться, Даруй сердца, полные сострадания, Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова. Да будем мы истинными друзьями для зверей! Да разделим с ними милость твою и благодать! Аминь!
Альберт Швейцер. Молитва о животных

 Можем ли мы чему то научиться у животных, птиц, пресмыкающихся...?

Наблюдая за тем, как они действуют в некоторых жизненных ситуациях, например, в условиях боя? Однозначно.
Целый ряд стилей ушу, основан на подражании движениям и повадкам животных. В каждом из этих стилей состояние, которого добиваются его адепты достигается за счет полной самоидентификации с обезьяной, тигром, медведем, змеёй, аистом и т.п., причем не только внешней, но что самое главное, внутренней. Человек, овладевая «формой и образом» животного, достигает его природной мощи и естественной раскрепощенности в своем «первозданном состоянии».


Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе


Выдержки из фильма "Змея в тени обезьяны". Год выхода: 1984. Страна: Гонконг. Режиссёр: Ву-Пин Юэнь


Или попав в иные сложные условия? Несомненно. Причём, иногда они нам могут дать такие уроки, которые мы вряд ли получим даже и у самых продвинутых учителей

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Один из ярких примеров бесстрашия животного. Как бы не закончилась эта история козла Тимура и тигра Амура

 

А вот самая лучшая, с моей точки зрения, история, которую я вычитал в Интернете. Снимаю шляпу перед человеком, рассказавшим её 

Уродливый

Меня глубоко тронула эта истинная история, и до сих пор, подчас, перечитывая ее, я ощущаю слезы на своих глазах. Я уверен, что среди нас имеется не так уж много "Уродливых". И все они несмотря ни на что жаждут любви и привязанности. Именно поиск любви и составляет главную тему истории, которую я хочу рассказать. Читайте же...
Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив. Местный Кот. Уродливый любил три вещи в этом мире: борьба, поедание отбросов и, скажем так, любовь.
Комбинация этих вещей плюс проживание без крыши оставила на теле Уродливого неизгладимые следы. Для начала, он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие. Стой же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда то сломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот все время собирается повернуть за угол.
Его хвост давно отсутствовал. Остался только маленький огрызок, который постоянно дергался.. Если бы не множество болячек и желтых струпьев, покрывающих голову и даже плечи Уродливого, его можно было бы назвать темно-серым полосатым котом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же УРОДЛИВЫЙ кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. Поливали из шланга, когда он пытался войти в дом, или защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если его поливали из шланга - он покорно мок, пока мучителям не надоедала эта забава. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь. Когда я добежал до него, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Его спина, ноги, задняя часть тела совершенно потеряли свою первоначальную форму. Грустная жизнь подходила к концу. След от слезы пересекал его лоб. Пока я нес его домой, он хрипел и задыхался. Я нес его домой и больше всего боялся повредить ему еще больше. А он тем временем пытался сосать мое ухо. Я прижал его к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.
Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Так оно и было на самом деле. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен. У него было искалечено тело, а у меня была травмирована душа. Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко. Отдавать ближнему своему все без остатка. Большинство хочет быть богаче, успешнее, быть любимыми и красивыми. А я буду всегда стремиться к одному - быть Уродливым...


Источник: http://sinelnikovo.org.ua/news.php?readmore=525

 

А можно ли научиться чему либо у животного, постоянно контактируя с ним? Так, как мы контактируем с учителем, периодически приходя к нему на занятия

Взгляды на этот вопрос совершенно различные. Сторонники того, что можно, вспоминают различные истории, рассказывающие о разумном поведении животных...
Противники тоже приводят свои примеры...

Часто мы ко всем окружающим нас людям подходим с одинаковой мерой, хотя делать это совершенно не следует.

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе
Батюшка Серафим Саровский кормит медведя хлебом. С литографии 1903 г.

Как можно сравнивать, к примеру, уровень бытия святого Серафима Саровского с уровнём бытия какого-нибудь докхантера, нравственного урода, дающего собакам отравленную пищу?

 

По видимому, с братьями нашими меньшими ситуация похожа. Есть те, кто стоит на более низких ступенях развития, есть находящиеся на более высоких, существуют так же и продвинувшиеся очень далеко (2). Поэтому у очень многих из них, наверняка, есть чему поучиться.
Во всяком случае, у наших далёких предков, которые были гораздо ближе к природе, чем мы, в этом не было никаких сомнений.
У многих кланов и родов были свои тотемные животные, которым оказывался специальный культ, им поклонялись, просили поддержки и защиты. И поклонение определённому существу давало людям те особенности, которые были ему присущи...
С течением времени условия жизни на земле сильно изменились и для подавляющего большинства населения нашей планеты все взаимовыгодные контакты с миром зверей, птиц, пресмыкающихся, сводятся к "сотрудничеству" с двумя его представителями - собакой и кошкой.
Давайте посмотрим, чему мы можем научиться у этих пушистых, а местами и гладкошёрстных, разбойников и террористов...


Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

 

 

2.3.1. Собаки

Если вы можете:
начинать свой день без кофеина и засыпать без таблеток; есть одну и ту же пищу каждый день и быть благодарным за это;
всегда быть жизнерадостным и не обращать внимания на боли и недомогания;
удержаться от жалоб и не утомлять людей своими проблемами;
понять любимого человека, когда у него не хватает на вас времени и пропустить мимо ушей его обвинения , когда все идет не так не по вашей вине;
спокойно воспринимать критику; обойтись без лжи и обмана; бороться со стрессом без лекарств; расслабиться без выпивки;
относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому;
искренне сказать, что у вас нет предубеждений против цвета кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или политики,
Значит вы достигли уровня развития своей собаки.

 

Любой щенок, появившийся в доме, чем то похож на пришедшего в семью ребёнка.

Собака живет в настоящем, не переживая свои неудачи и упущенные возможности, не думая, что может выглядеть глупо и не тревожась о том, что будет завтра. Находясь "здесь и сейчас", она действует из сложившейся ситуации, испытывая радость от пищи, от движения, от игры с другими собаками, от прихода хозяина...
Иными словами, любая собака, своими зубами и лапами настойчиво "тащит нас в детство".

Но, с учётом нашей специфики, "проводить обучение" желательно лишь у бойцовых или служебно-сторожевых собак.
Во первых, поскольку комплекс задач, рассматриваемый нами, неразрывно связан с повышением нашего уровня безопасности, чему эти животные значительно способствуют.
Во вторых, они существенно умнее своих собратьев (дворняг, собак декоративных пород и т.п.).
Всё это, в сочетании с их безграничной любовью и преданностью к хозяину и членам его (правильнее сказать, своей) семьи, которую лишь можно сравнить с безграничной любовью и преданностью родителей к своему ребёнку, помогает нам "увидеть своими чувствами" состояние маленького мальчика или маленькой девочки ещё с одного ракурса.
Ведь выходя на улицу с взрослой и обученной собакой, Вы одновременно можете ощущать себя папой, гуляющим с 3-х - 10-ти летним ребёнком, и самим ребёнком, идущим рядом с самым сильным в мире папой, с которым вообще ничего не страшно...

 

2.3.2. Кошки

У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Даниэль Дефо.
Человек цивилизован настолько, насколько он понимает кошку. Бернард Шоу
Если бы человек мог быть скрещен с котом, это улучшило бы человека, но ухудшило бы кота. Марк Твeн
В доме, где есть кошка, других украшений не нужно. Уэсли Бэйтс
Жизнь плюс кошка — это удивительное сочетание, я клянусь вам! Райнер Мария Рильке
Человек гораздо фальшивее кошки: она выгибает спину в благодарность за то, что ее гладят, а человек – ради того, чтобы его погладили. М.Сафир
Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек. Сергей Капица
"Я верю, что кошки – сошедшие на землю духи. По-моему, они способны ходить по облаку, не проваливаясь".
Жюль Верн
Самый лучший друг - это кот. Он никогда не скажет "Почему ты жрёшь по ночам?". Он будет жрать вместе с тобой!!!
Сян-цзы

В фильме Акиры Куросавы - "Гений дзюдо", выпущенным в прокат 25 марта 1943 года, есть хороший пример обучения главного героя координации и умению группироваться у кошки. Как бы он её не подбрасывал, она всегда приземлялась на свои четыре лапы. 

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Выдержки из фильма "Гений дзюдо"


Но это лишь небольшая часть, хотя, конечно, важная, того, чему стремящиеся к повышению уровня личной безопасности, а так же к гармонии и духовному совершенству, могут научиться у этих животных.
В моём понимании - кот, это медаль, которую вручает нам судьба. И у этой медали, как с ними водится, есть две стороны.
С одной - безмятежность и невозмутимость, накладываемые на здоровый пофигизм, идеальная способность отдыхать в любой момент времени, полностью отключившись от проблем.
А с другой - полнейший контроль окружающей обстановки и постоянная готовность мгновенно перейти от состояния абсолютной расслабленности к любым необходимым действиям, включая защиту и нападение.
Какой то поклонник кошек сравнил их с дзенскими мастерами.
И хотя я (и думаю, что и он) таких мастеров не встречал, готов с ним согласиться. Но при одном условии. "Учитель" должен быть не кастрированным домашним котом. Иначе цельность и полнота свойств животного будут нарушены, и он просто станет "всего лишь" Вашим доктором, помогая снимать стресс, нормализовывать давление, улучшать микроклимат в семье...

 

Примеры работы по второму направлению
Работа с негативными эмоциями
1) Самоконтроль в обществе неприятных нам людей; 2) Попытка самоконтроля во время домашних скандалов, ссор с друзьями, подругами, родственниками; 3) Самоконтроль во время неприятных для нас событий (плохой погоды, очереди в магазине, автомобильной пробки)...
Работа с позитивными состояниями
1) Хождение в храм; 2) Общение с маленькими детьми; 3) Жизнь рядом с домашними животными...

 


3. Этап самоосознания

Быть или не быть? Посоветуйся в нашем медицинском центре.

- Почему ты за собой не следишь?
- А я себя ни в чем не подозреваю!

 

3.1
Итак, решая задачу оптимального ухода от столкновения, мы уже разобрались, что опасность может к нам придти не только из внешнего мира (в виде бандита, гопника, отморозка, или добропорядочного гражданина, во время внезапно вспыхнувшей ссоры), но и из мира внутреннего (в виде нашего страха, притягивающего конфликты, нашей злобы, ненависти, раздражения, эти конфликты провоцирующего...).
Поэтому нам нужно контролировать не только окружающее пространство, но и наш внутренний мир.
Такой контроль достигается разделением внимания, при котором мы одновременно осознаём и себя, и обозреваемый нами объект.

- Ты нуждаешься в одном - в осознании, - сказал Мастер религиозному ученику. - Осознание, осознание, осознание.
- Я знаю, поэтому стремлюсь осознавать присутствие Господа.
- Осознание Бога - это фантазия, ибо ты понятия не имеешь, что такое Бог. Осознание самого себя - вот что тебе нужно.
Позже он добавил:
- Если Бог - это Любовь, то расстояние между Богом и тобой - точное расстояние между тобой и осознанием самого себя.

 Для лучшего понимания сказанного, приведём одну, сравнительно большую цитату, из книги Петра Успенского - "Четвёртый путь"

Что бы не запутаться в терминологии, отметим, что его слова обращены к новичкам, знакомящимся с системой, о которой он говорит. Поэтому наше обычное состояние он называет бодрствующим, но ставит это слово в кавычки.

«Мы созданы таким образом, что можем жить в четырех состояниях сознания, но в том виде, какими мы являемся, мы применяем только два: одно — когда спим, и другое — когда мы являемся тем, что называем «бодрствующим», — то есть в нашем настоящем состоянии, когда мы можем говорить, слушать, писать и т. д. Но это только два из четырех возможных состояний. Третье состояние сознания является весьма необычным. Когда люди объясняют нам, что такое третье состояние сознания, мы начинаем понимать, что обладаем им. Третье состояние может быть названо самосознанием, и большинство людей, если их спросят, скажут: “Конечно, мы сознательны”! Необходимо достаточное время или повторные и частые усилия самонаблюдения, прежде чем мы действительно признаем факт, что мы не сознательны, что мы сознательны только потенциально. Если нас спрашивают, мы говорим: “Да, я сознателен”, и в этот момент мы действительно таковы, но в следующий момент мы перестаем вспоминать себя и являемся несознательными. Таким образом, в процессе самонаблюдения мы осознаем, что не находимся в третьем состоянии сознания, что живем только в двух. Мы живем либо в спящем, либо в "бодрствующем" состоянии, которое в настоящей системе называется относительным сознанием. Четвертое состояние, которое называется объективным сознанием, недоступно для нас, так как оно может быть достигнуто только через самосознание, то есть через осознание сначала себя, и только значительно позднее мы можем достичь объективного состояния сознания.
Таким образом, в одно время с самонаблюдением мы пытаемся осознать себя путем поддержания ощущения “я здесь” — и ничего больше. И это факт, который проглядела вся западная психология, без единого исключения. Хотя многие подходили очень близко к этому, они не распознали важность этого факта и не поняли, что состояние человека может быть изменено — что человек может помнить себя, если он пытается делать это продолжительное время».

 

Слова Успенского: «…и ничего больше», могут создать впечатление простоты выхода на это состояние сознания. Но вся западная психология проглядела этот факт именно потому, что это и есть та самая граница, на которой, для пытающихся познать «истинную природу бытия», заканчивается современная наука и начинается территория, куда могут привести только реальные пути самосовершенствования.

Эти, проложенные много столетий назад, духовные пути включают как основные, так и сопутствующие методы.
Сопутствующие (косвенные или внешние) методы (этическая подготовка, дисциплина тела) хотя сами по себе и не могут вывести адепта системы к другим состояниям, тем не менее, должны находиться в фундаменте этой системы, так как без них основные методы «работать» просто не будут, или «поведут совсем не туда». Поэтому они присутствуют, в той или иной степени, во всех религиозно-мистических путях.
Мы не станем здесь обсуждать споры адептов о достоинствах и недостатках того или иного метода, а тем более о достоинствах и недостатках той или иной системы в целом. Здесь мы лишь отметим, что в значительной степени эти споры обусловлены тем, что (пользуясь вышеприведённой терминологией Успенского) последователи систем, находясь во втором состоянии сознания, обсуждают вопросы, доступные для понимания и, соответственно, для корректного обсуждения лишь в третьем состоянии…

 

3.2.

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.(Марк 14:38)

Третье состояние сознания в разных системах называют по разному: бодрствование; осознание себя; пробуждение; просветление. Но, как метко отметил Вильям Шекспир: "Под именем любым благоухает роза".

 

Когда Будда стал просветлённым, он подумал:
— Это невероятно. Значит, я с самого начала был просветлённым, а все эти цепи и оковы были лишь сном!
Впоследствии, когда люди спрашивали его: «Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?»
Будда неизменно отвечал: «Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность».

 

Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Статуя Будды 

 

Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил:
— Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все «недуги» один рецепт.
Например, один человек спрашивает: «Как избавиться от гнева?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!»
Другой спрашивает: «Как избавиться от жадности?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!»
Третий спрашивает: «Как избавиться от обжорства?», ему ты тоже советуешь: «Проявляй осознанность». Как это понять?
Будда ответил:
— Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: «Начните осознавать! Пробудитесь!»

Но для нас, в нашем нынешнем состоянии это просто духовный ориентир, добраться до которого невероятно сложно.*

 

(*) Для каждого из нас приготовлено столько пустых отвлечений, что сложно не только добраться, а даже просто понять нашу нынешнюю ситуацию

На поляне, среди огромного леса, жил-был волшебник, у которого было большое стадо овец. Каждый день он съедал одну овцу из стада. Овцы причиняли волшебнику много беспокойства - они разбегались по лесу, и ему приходилось тратить очень много времени на то, чтобы поймать одну овцу, а других снова собрать в стадо. Конечно же овца, которую он собирался убить, чувствовала это и начинала отчаянно сопротивляться, и ее крики пугали других. И тогда волшебник решил придумать такую хитрость – он поговорил с каждой овцой наедине, и каждой что-то внушил.
Одной он сказал: "Ты не овца, ты такой же человек, как и я. Тебе нечего бояться, ведь я убиваю и съедаю только овец, но ты единственный человек в этом стаде и значит - мой лучший друг".
Второй он сказал: "Почему ты убегаешь от меня, как другие овцы. Ты же львица и тебе нечего бояться. Я убиваю только овец, а ты мой друг".
Третьей он внушил: "Послушай, ты не овца, ты волчица. Волчица, которую я уважаю. Я, как и раньше, буду продолжать убивать ежедневно одну овцу из стада, но волчице, лучшему другу волшебника, нечего бояться".
Таким образом, он поговорил с каждой из овец и каждой внушил, что она не овца, а совершенно другое животное, которое отличается от всех остальных овец в стаде. После этого разговора поведение овец полностью изменилось – они совершенно спокойно паслись и больше никогда не убегали в лес. И когда волшебник убивал очередную овцу, они думали: "Ну вот, убили еще одну овцу, а мне - льву, волку, человеку, лучшему другу волшебника, нечего бояться".
И даже овцы, которых он убивал, перестали сопротивляться. Он просто подходил к одной из них и говорил: "О, мой лучший друг, мы давно не общались. Пойдем ко мне на двор. Мне нужно с тобой посоветоваться по поводу стада овец". И овца с гордостью шла за волшебником на двор. И там он действительно спрашивал у своего лучшего друга, как идут дела в стаде. Жертва с радостью рассказывала ему обо всем, а потом волшебник убивал ее. Поскольку смерть наступала мгновенно, то овца ничего не успевала понять.
Волшебник был очень доволен - он высоко поднял самооценку каждой из овец, в итоге они перестали забивать себе голову мыслями о неизбежной смерти, стали менее невротичны, наслаждались жизнью и спокойно щипали траву, в результате чего их мясо стало значительно вкуснее. На протяжении многих лет волшебник легко управлялся с огромным стадом, и самое интересное, что остальные овцы стали ему помогать - если какая-нибудь слишком сообразительная овца начинала догадываться об истинном положении вещей, то остальные овцы... ну, то есть львы, люди, волки - лучшие друзья волшебника, сообщали ему о странном поведении этой овцы, и на следующий день волшебник с удовольствием ее съедал...

 

 

3.3.

Всё дело в том, что нас никогда "нет дома". Мы постоянно ведём с собой внутренний диалог, перемещая себя в иллюзорные миры...
Такой же диалог "ведёт" наше тело (в виде постоянно возникающих мышечных зажимов), наши эмоции, наши инстинкты. Ну и конечно - половой центр разговаривает сам с собой на повышенных тонах (а в юности и молодости, так иногда просто орёт благим матом)...
Кроме того, ум, тело, эмоции, инстинкты, сексуальный центр, взаимосвязаны и постоянно воздействуют друг на друга...

Избавится от этих многочисленных "голосов" очень трудно, поэтому, с течением времени, для успешных действий на работе и вне её, у нас  нарабатывается огромное число привычек и ассоциаций, (обусловленных воспитанием, образованием, пропагандой, своими симпатиями, антипатиями...), и этик наработок становится вполне достаточно, что бы функционировать, как биороботы. А иногда, помещать себя и в более худшие, по сравнению с машинами, состояния, например, переживая  неудачи , которые с нами произошли, и неудачи, которые с нами произойти могут. вместо того, что бы хотя бы пытаться жить  в настоящем.

И всё это лишь видимая часть айсберга...
Если мы и дальше начнём объективно и честно разбираться , то увидим, что самостоятельно решить задачу постоянного присутствия в каждом моменте своей жизни мы не сможем.
Для этого нам понадобится Учитель (школа), способный (способная) нас сделать полностью сознательными людьми, либо многолетнее нахождение в реальной системе*, прививающей своим адептам необходимые качества и должный уровень понимания, которые помогут работать в этом направлении самому (1).

 Тема 7. Уход от жёсткого конфликта. Три направления в работе

Лишь только это нам позволит, пользуясь терминологией очень мудрого суфийского Мастера, изрёкшего около тысячи лет назад: "Бог нашей драмой коротает вечность, сам сочиняет, ставит и глядит" - начать задумываться о том, как и нам тоже приобрести билетик на часть спектакля,

Трудно замыслы Божьи постичь, старина.
Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна!
0.Омар Хайам

который без самовоспоминания не окажется у нас никогда**

 

(*) Если говорить о системе, на которую можно опереться, то нам, для решения нашего комплекса задач, в первую очередь интересно Воинское Искусство. См. статью "Особенности Пути воина".
Продвижение здесь может быть весьма эффективным. Ведь если я что то буду делать не так, мне очень быстро и весьма доходчиво это объяснят. А иногда не только мне, но и всем моим родным, друзьям, соседям...

Сегодня, во время утренней прогулки, мой синяк под глазом набрал 372 просмотра

 

(**) На первом этапе нужно понять, что мы не осознаём себя. Наиболее просто это можно делать, фиксируя моменты своих непрерывных внутренних диалогов

 

Примеры работы по третьему направлению.
Комплексная работа над собой:
Занятия Воинскими Искусствами ( боевыми путями, ориентированными на духовное развитие, и имеющие целью развитие и самосовершенствование личности);
Следование по Пути верующего человека;
Занятия йогой ( с обязательным включением в себя трёх  одинаково важных составляющих: асан; пранаям; медитации)...

Фиксация внутреннего диалога, негативных эмоций. Отлавливание моментов, когда мы на несколько секунд "просыпаемся" и опять "впадаем в сон"...

 

(1) Без многолетней подготовительной работы над собой нам не поможет даже настоящий Учитель - Мастер, которого мы можем встретить, если нам очень повезёт. Поскольку у нас не будет необходимых для обучения качеств.
Но, как правило, серьёзные проблемы будут и с везением, а вот со встречей лже-учителя (человека, искренне считающего себя Мастером, и сумевшего найти последователей) трудностей обычно не возникает.
Внешне такой "наставник" может выглядеть очень эффектно, говорить складные и умные вещи.

Однако осознание себя не является функцией интеллекта. 

— Ты очень гордишься своим умом, — сказал Мастер ученику. — Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.
Энтони Де Мелло. "Одна минута мудрости".

и даже демонстрировать необычайные способности, но повышением уровня сознательности тут и не пахнет.

Один ученик потратил на это очень много времени, и в конце концов научился ходить по воде. И тогда он пришел к одному учителю, жившему неподалеку, и сказал: «Учитель, пойдем к реке, я покажу тебе, чему я научился». Пришли они к реке, и этот ученик перешел по реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну как?»
- Сколько лет ты этому учился? - спросил учитель. «Двадцать лет», - с гордостью ответил ученик.
Надо же, - сказал учитель, - а я тоже так могу! И, подозвав лодочника, переправился с ним на другой берег и обратно.
- Видишь, как это просто. Похоже, ты тратил время зря, - сказал учитель.

Обучение здесь происходит по принципу "слепой ведет слепого". И хотя мы узнаем очень много, с нашей точки зрения, нужного, важного и интересного, всё это может увести нас в сторону от Истины. Ведь "... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Екк. 1:18)" .
На ум приходит история, регулярно встречающаяся с нами или с нашими знакомыми.

Петя и Вася - близнецы.
У Пети сегодня очень был тяжелый день - ведь так написано в гороскопе!
А у Васи сегодня был нормальный день, потому что он не только не читает гороскопы, но и даже не задумывается о том, какой у него знак зодиака!

Другой вариант встречи лже-учителя - попадание под влияние человека, чётко осознающего, что как Мастер он из себя ничего не представляет. Его задача - просто развести нас на деньги (или использовать как орудие, для достижения своих целей и т.п.)...
И эта, старая как мир, история так же очень часто встречается:

"Воздушный шарик думал, что в него вдохнули жизнь.
А на самом деле его просто надули"...

 

(2)  Однако существуют животные, выследить которых невозможно, – продолжал он. – Например, – особый вид оленя. Очень удачливый охотник может встретиться с таким животным только благодаря редкостному везению, и едва ли ни единственный раз в жизни.

Дон Хуан выдержал драматическую паузу, взглянув на меня пронзительно. Он, похоже, ждал вопроса, но у меня вопросов не было. Тогда он сам спросил:
- Как ты думаешь, почему этих животных так трудно отыскать, и встреча с ними – столь уникальное явление?
Не зная, что сказать, я лишь пожал плечами.
- У них нет распорядков, – произнес он таким тоном, словно это было великое откровение. – И это делает их волшебными животными.
- Но олень должен спать по ночам, – возразил я. – Разве это не распорядок?
- Распорядок, если олень спит каждую ночь в строго определенное время и во вполне определенном месте. Но волшебные животные так себя не ведут. Ты сам когда-нибудь, возможно, в этом убедишься. Наверное, весь остаток жизни ты будешь выслеживать одно из таких животных. Это станет твоей судьбой.
- Что ты хочешь этим сказать?
- Тебе нравится охотиться, и, вероятно, в один из дней пути твои и волшебного существа пересекутся, и ты, вполне возможно, последуешь за ним. Волшебные животные являют собой зрелище воистину дивное. Мне посчастливилось, и мой путь однажды пересекся с тропой одного из них. Это случилось после того, как я очень многое узнал об охоте и долго отрабатывал это искусство. Как-то я бродил по густому лесу в безлюдных горах Центральной Мексики. Вдруг послышался очень мягкий и благозвучный свист. Я никогда не слышал этого звука, ни разу за многие годы странствований среди дикой природы. Я не мог определить, где находится источник этого свиста; казалось, он доносится сразу со многих сторон. Я решил, что нахожусь в самой середине стада или стаи каких-то неведомых зверей. Дразнящий свист повторился, на этот раз он доносился как будто отовсюду. И я понял, что мне несказанно повезло. Я знал, что это свистит чудесное существо – волшебный олень. Я знал также, что волшебный олень отлично разбирается как в распорядках обычных людей, так и в распорядках охотников. Вычислить, что в такой ситуации будет делать обычный человек, очень легко. Прежде всего страх превратит его в добычу. А добыча может действовать только двумя способами: либо бросается наутек, либо прячется. Если у человека нет оружия, он, вероятнее всего, бросится к открытому месту, чтобы там спастись бегством. Если он вооружен, он приготовит оружие к бою и устроит засаду, либо застыв неподвижно в зарослях, либо рухнув на землю. Охотник же, выслеживающий дичь среди дикой природы, никогда никуда не пойдет, не прикинув прежде, как ему защититься. Поэтому он немедленно спрячется. Он либо бросит свое пончо на землю, либо зацепит его за ветку, а сам спрячется поблизости и станет ждать, пока зверь опять не подаст голос или не шевельнется. Зная все это, я повел себя совершенно иначе. Я быстро встал на голову и начал тихонько подвывать. Я так долго самым натуральным образом лил слезы и всхлипывал, что едва не потерял сознание. Вдруг я ощутил мягкое дыхание, кто-то обнюхивал м ою голову как раз за правым ухом. Я попытался повернуться, чтобы взглянуть, кто это, но не удержал равновесия и перекувырнулся через голову. Я сел и увидел, что на меня смотрит светящееся существо. Олень внимательно меня разглядывал, и я сказал, что не причиню ему вреда. И он заговорил со мной.
Дон Хуан умолк и посмотрел на меня. Я непроизвольно улыбнулся. Говорящий олень – это было, мягко говоря, маловероятно.
- Он заговорил со мной, – с усмешкой повторил дон Хуан.
- Олень заговорил?
- Олень.
Дон Хуан встал и собрал свои охотничьи принадлежности.
- Что, правда заговорил? – переспросил я еще раз с растерянностью в голосе.
Дон Хуан разразился хохотом.
- И что он сказал? – спросил я наполовину в шутку.
Я думал, он меня разыгрывает. Дон Хуан немного помолчал, как бы припоминая. Потом глаза его просветлели, он вспомнил:
- Олень сказал мне: “Здорово, приятель!” А я ответил: “Привет!” Тогда он спросил: “Отчего ты плачешь?” Я сказал: “Оттого, что мне грустно”. Тогда волшебное существо наклонилось к самому моему уху и произнесло так же ясно, как говорю сейчас я: “Не грусти”.
Дон Хуан посмотрел мне в глаза. Вид у него был озорной до невозможности. Он раскатисто рассмеялся.
Дон Хуан посмотрел мне в глаза. Вид у него был озорной до невозможности. Он раскатисто рассмеялся.
Я сказал, что беседа у них с оленем вышла несколько туповатой.
- А чего ты ожидал? – не переставая смеяться, спросил он. – Я же – индеец.
Его чувство юмора показалось мне настолько потрясающим, что я смог только рассмеяться вместе с ним.
- Ты не поверил в то, что волшебные олени разговаривают, да?
- К сожалению, я не могу поверить в то, что такие вещи вообще возможны, – ответил я.
- Я не виню тебя в этом, – сказал он ободряющим тоном. – Ведь эта штука – из самых заковыристых.

Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан.

 

(A) "Энциклопедия личной безопасности". Валерий Харитонов, ООО "ВИПв"

 


Л.М.П.

 

P.S.

Я прошу прощения у всех поклонников творчества Фёдора Михайловича Достоевского за связывание его великого романа с самым многочисленным открытым клубом на земле,- клубом желающих быстро обогатиться. Надеюсь, если хотя бы несколько человек прочитают "Преступление и наказание", после "кликанья" мышкой по банеру, то меня это хоть как то извинит.