Дзюдо

Категория: Дзюдо Опубликовано 03 Март 2014
Просмотров: 3771
ДзюдоС. И. Соловейчик - Президент Европейского союза Дзюдо.
Чтобы понять природу огромной популярности дзюдо в мире, следует отказаться от укоренившегося в нашей стране подхода к дзюдо исключительно как к виду спортивной борьбы. Изначально дзюдо носило совсем иной характер. Слово «дзюдо» переводиться как «Путь мягкости». Понятие «До» - «Путь» указывает на то, что по замыслу основателя, разработанная им система способна помочь человеку реализовать свои способности, найти себя в обществе и обрести гармонию с самим собой.
 Официальной датой рождения дзюдо считается 1882 г., когда молодой мастер Кано Дзигоро открыл свой додзё и назвал его Кодокан («Дом изучения пути»). В это не простое для Японии время Кано был одним из немногих людей, которые были увлечены изучением традиционных будзюцу. Страна находилась в процессе колоссальных преобразований – упразднились феодальные княжества, появлялись новые институты власти, изменилась система образования, перестроилась по французскому образцу армия и многое другое. Все эти меры были призваны превратить страну в мощное современное государство. Японское правительство с 1868г. начало проводить политику широкого заимствования западной культуры, науки и техники. Наиболее радикально настроенные политики призывали к полному переходу на западный образ жизни, отрицая многовековое культурное наследие своей страны. В этот период традиционные воинские искусства приходили в упадок, интерес к ним резко упал, вследствие чего, большое количество мастеров будзюцу вынуждены были обучаться новым профессиям и искать другие способы заработать себе на жизнь. Именно в это время появляется Кано Дзигоро, который одним из первых осознал всю значимость воинских искусств, способных служить делу возрождения страны и нации.
Кано Дзигоро родился 28 октября 1860 г. в деревне Микагэ в семье военно-морского чиновника. В 1869 г. Семья Кано переезжает в Токио, где Кано Дзигоро поступает в частную школу, где наряду с классическим конфуцианским образованием велось глубокое изучение западной культуры. После первого знакомства с западной культурой Кано продолжил свое обучение в Школе английского образования и был в ней одним из первых учеников. Зависть со стороны более старших учеников выливалась в постоянные насмешки. Видимо в это время у Кано и появилась мечта овладеть искусством самозащиты.
 Однако осуществить свою мечту Кано смог лишь в 1877 г., став уже к тому времени студентом Токийского университета. В свободное от учебы время Кано тратил на поиски учителя дзюдзюцу. Однажды его поиски увенчались успехом, и он поступил в школу Тенсин Синъё-рю («Ивовая школа Небесной божественной истины») к мастеру Фукуда Хатиносукэ. Прозанимавшись два года, в 1879 г. Кано был отобран  в группу мастеров дзюдзюцу и кэндзюцу для показательных выступлений перед бывшим президентом США - Грантом. Вскоре после выступлений мастер Фукуда скоропостижно скончался, и управление залом по настоянию вдовы Фукуды перешло под руководство молодого Кано. Но он не остановился на этом, а продолжил свое обучение у Исо Масатомо – старшего ученика основателя школы Тэнсин Синъё-рю Исо Матаэмона. Исо Масатомо к этому времени было уже 62 года. Однако, несмотря на свои годы и небольшие физические данные (рост 155 см) сэнсэй Исо славился своим мастерством, и держался как настоящий самурай прошлого. Как рассказывал сам Кано, поступив в ученики к сэнсэю Исо, он начал заниматься еще усерднее. Вскоре мастер назначил его своим помощником и при необходимости доверял проводить тренировки. К несчастью, в июне 1881 г. мастер Исо Масатомо умер, и Кано вновь вынужден был заняться поисками учителя.
 Через своего однокурсника – родного сына крупного мастера школы Кито-рю, он был представлен мастеру Иикубо Куваёси Цунэтоси – старшему ученику Такэнака Тэцуносукэ Кадзукиё, основателя ветви Такэнака-ха Кито-рю. По сравнению с Тэнсин Синъё-рю Кито-рю гораздо боле древняя школа, основанная в 17 веке Фуконо Ситираэмон Масакацу. Название переводиться как «Школа поднимания и сваливания». По словам самого Кано техника этой школы разительно отличалась от техники Школы Тэнсин Синъё-рю, и на ее осваивание он потратил немало сил и времени. В феврале 1882 г. Кано поселился в небольшом буддийском монастыре Эйсё-дзи, где и открыл маленький додзё – Кодокан. С этого времени и началось развитие и распространение дзюдо в Японии, а затем и за ее пределами.
 История Кодокан дзюдо заслуживает отдельного повествования. Она насыщена различными, интереснейшими событиями и фактами начиная с самых ранних лет. На раннем этапе развития и становления дзюдо, Кано и его немногим ученикам приходилось выдерживать нападки со стороны представителей старых школ и отстаивать свое право на существование в многочисленных турнирах и поединках с ними. Постепенно Кодокан преобретал все новых и новых последователей. В 1883 г. сэнсэй Иикубо вручил Кано мастерскую лицензию (мэнкё) по своей школе, но Кано все также упорно продолжал изучение и анализ техники различных школ будзюцу, постоянно совершенствуя и пополняя арсенал дзюдо наиболее эффективными и рациональными приемами. В результате титанических усилий, на основе умелого синтеза старинных традиций и западной науки, Кано сумел создать стройную систему, выделив в ней три основных аспекта: дзюдо как способ ведения боя, дзюдо как способ физического воспитания и дзюдо как способ самосовершенствования.

Дзюдо
Дзигоро Кано демонстрирует своим ученикам технику броска. Кадр из записи тридцатых годов прошлого века 

Кано пишет: «Дзюдо – это путь наиболее рационального использования силы духа и тела. Смысл практики дзюдо состоит в закалке и совершенствовании тела и духа и в овладении божественной сущности этого пути с помощью тренировки приемов нападения и защиты. Высшей целью изучения дзюдо является самосовершенствование и принесение пользы обществу». Технический арсенал дзюдо подразделяется на три основных раздела: нагэ-ваза – техника бросков; катамэ-ваза – техника сковывающих захватов, которая подразделяется на три части, кансэцу-ваза – техника болевых приемов, симэ-ваза – техника удушающих приемов и осаэкоми-ваза – техника удержаний; а так же атэми–ваза – техника ударов руками, ногами, и даже головой в уязвимые точки человеческого тела. Кроме этого существует также специальный раздел каппо – техника реанимации человека после ударов по уязвимым точкам, удушений и др. Основными методами обучения являются рандори и ката, умелое сочетание которых позволяет наиболее полно осваивать технику и принципы дзюдо. Рандори - это свободная отработка приемов в паре, включающая весь технический арсенал дзюдо. Динамика устанавливается партнерами, и может варьироваться от медленного вдумчивого выполнения техники, до соревновательных поединков. Ката – это  особые парные комплексы, в которых роли партнеров распределены заранее, и каждый из них выполняет свои действия в соответствии с предписаниями комплекса. Ката способствуют более углубленному пониманию основных принципов дзюдо, и в программу Кодокан входят 8 ката.

Дзюдо
Личные ученики Дзигоро Кано демонстрируют парное ката. Фрагмент выступления.

Существует еще один метод – сиай, соревнования, главной задачей которых является выявление победителя. Но в связи с опасностью большого количества техник, правила проведения соревнований резко ограничивают количество разрешенных к применению приемов, поэтому в соревнованиях очень важным фактором является физическая подготовка борца.
 Признанием высокой ценности дзюдо как системы физического и духовного воспитания, явилось решение с 1911 г.  ввести дзюдо наряду с кэндо как обязательные предметы в программу средней школы. Позднее на основе техники дзюдо были разработаны комплексы рукопашного боя для полиции и для армии. Забегая вперед, следует упомянуть о знакомстве Кано и его учеников с каратэ. 17 мая 1922 г. в Кодокане прошла первая демонстрация техники этого малоизвестного на то время искусства. В демонстрации приняли участие Фунакоси Гитин и Гима Синкин. Кано проявил огромный интерес к новому виду боевого искусства и в октябре 1926 посетил Окинаву. По случаю его приезда были организованы показательные выступления, в которых приняли участие величайшие мастера того времени. Среди них были такие известные всему миру люди как Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва. Кано высоко оценил каратэ как вид боевого искусства и высказал мнение о необходимости его широкого распространения в Японии.   
 Распространение дзюдо за пределами Японии началось в первые десятилетия 20 века. В таких странах как США, Франция, Великобритания, Россия и др. появились первые клубы дзюдо. Этому способствовали многочисленные поездки Кано и его учеников  в различные страны мира с целью распространения дзюдо. Кано искренне верил, что дзюдо способно улучшить взаимопонимание между людьми различных культур. Являясь членом палаты пэров и главным представителем Японии в Международном олимпийском комитете, с 1912 г. он присутствовал на всех Олимпийских играх и добивался включения дзюдо в их программу. Он практически осуществил свою мечту – в 1936 г. на 35-й сессии МОК было принято решение о включении дзюдо в программу 12 Олимпийских игр в Токио. Однако милитаристская политика Японии поставила под угрозу срыва принятое решение. Кано остро переживал такой поворот событий, и, возможно, именно это оказалось причиной внезапной кончины Кано. Умер Кано Дзигоро 4 мая 1938 г. возвращаясь из Каира в Токио. Осуществилась мечта Кано уже после его смерти -  в 1964 г. на Олимпийских играх в Токио.

 В Россию дзюдо попало благодаря выдающейся личности – Василию Сергеевичу Ощепкову (1892-1937). Именно он впервые начал преподавать в России дзюдо. Как известно, после поражения в войне с Японией в 1905 г. Россия была вынуждена уступить часть своей дальневосточной территории, а именно южную половину острова Сахалин и Ляодунский полуостров. Василий Ощепков еще подростком оказался среди той части населения, которая после подписания мирного договора стала подданными японского императора. В 1907 г. Ощепков обучался в русской духовной семинарии православной мисси в Токио, там он впервые и познакомился с дзюдо. В 1911 г. он поступает в Кодокан, и через два года (15 июня 1913 г.) ему был присвоен первый дан. Возвратившись в Россию, в 1914 г. во Владивостоке он открывает первый любительский клуб дзюдо, именно в это время проводятся первые дружеские встречи между российскими и японскими дзюдоистами.  4 октября 1917 г. Василий Ощепков получает второй дан. В начале 20 гг. в стране шла гражданская война, и Ощепков вынужден был приостановить преподавание дзюдо. В это время он работал резидентом Разведуправления на Южном Сахалине, а позднее в Токио. После возвращения Ощепков вновь начинает активно пропагандировать дзюдо, открывает большое количество клубов, проводит инструкторские курсы. Его приглашают в Москву для создания руководства по армейскому рукопашному бою. С 1932 г. в Государственном центральном институте физической культуры дзюдо вводится как обязательный предмет. Создается всесоюзная секция дзюдо, председателем которой становится Ощепков. Одновременно с этим Ощепков работал над созданием всеобъемлющего пособия по дзюдо, но в 1937 г. он был арестован как «японский шпион» и погиб в жутких условиях тюрьмы. После такого поворота событий его ученики вынуждены были отказаться от опасного знакомства с дзюдо, и в 1938 г. на Всесоюзном сборе тренеров появляется миф о создании «борьбы вольного стиля» на базе национальных видов борьбы. С 1947 г. эта борьба официально стала называться самбо. Несмотря на свою раннюю трагическую гибель, Василий Ощепков все же успел воспитать высококлассных специалистов, которые в условиях отсутствия международных контактов смогли самостоятельно культивировать и развивать Ощепковскую систему. Естественно, что данная система претерпела большое количество изменений, выделившись в самостоятельный вид борьбы, однако самбо и по сей день остается ближайшим, если так можно выразится, «родственником» дзюдо. Не случайно, что на первых официальных соревнованиях по дзюдо, таких как чемпионаты мира и Европы, Олимпийсих играх, именно самбисты завоевывали первые медали в копилку советского, а теперь и российского дзюдо.
Несомненно, включение дзюдо в программу Олимпийских игр, оказало огромное влияние на распространение дзюдо по всему миру. Однако не следует забывать, что условия спорта, а тем более спорта высоких достижений, резко ограничивают рамки для желающих заниматься дзюдо. Кроме этого сильно урезается объем изучаемых техник, а также теряется духовная составляющая занятий. Как уже говорилось, дзюдо создавалась как система самозащиты, физического воспитания и самосовершенствования, поэтому для занимающихся не должно быть ни половых, ни возрастных ограничений. В связи с этим в Федерации дзюдо Москвы получили развитие ряд программ, таких как программа детского дзюдо, программа изучения и развития традиционного дзюдо, программа прикладного (боевого) дзюдо. Эти программы призваны привлечь как можно больше людей к занятиям этим интереснейшим видом боевых искусств, начиная от 4-5 летних детей и заканчивая работниками правоохранительных органов и охранных организаций. На последнем конгрессе Европейского союза дзюдо этот пакет программ был представлен руководству европейских федераций и нашел широкую поддержку и огромное желание сотрудничать  для популяризации и дальнейшего развития дзюдо в Европе.      

Энциклопедия "Воинское Искусство и Путь воина". ООО "ВИПв"