Наши интервью. Интервью с Вице-президентом Лиги традиционного ушу Сергеем Шошиновым

Категория: Ушу Опубликовано 19 Март 2015
Просмотров: 2517

Наши интервью. Интервью с Вице-президентом Лиги традиционного ушу Сергеем ШошиновымУшу является не только совокупностью методов подготовки и ведения боя, но и одной из древнейших психофизических практик, дошедших до нас. 

Популяризируя культуру и историю, в Китае были сформулированы сначала национальные центры изучения и популяризации наследия ушу, а затем и международные организации. В КНР, с созданием единой национальной федерации были разработаны принципы и Правила спортивного ушу, ставшего неким "плакатом". На сегодняшний день, представления об ушу сформированы преимущественно на основе видеофильмов или под влиянием состязаний и турниров ушу-таолу. Но не всё так просто и наивно и есть не только витрина и красивая картинка, спортивное "ушу-таолу" или бои по правилам "ушу-саньда", есть и другое ушу - основанное на следовании принципов и традиций древних школ ушу, являющееся частью древней культуры Китая.

Поскольку в этой стране весьма привержено относятся к традициям предков, то именно в Китае эта система получила такое развитие, была сохранена и сегодня сумела стать национальным достоянием. При этом, несмотря на то, что, на сегодняшний день традиционное ушу потеряло чисто боевое значение (в связи с развитием военной техники и вооружения), оно сохранилось как эффективная система становления и развития личности, система самопознания и самосовершенствования. Определить понятие "ушу" просто как "боевое искусство" или "военное искусство", практически означает - произнести одну букву из целого алфавита и этим удовольствоваться. Традиционное ушу сочетает в себе и активность внешней практики ведения индивидуального боя, и внутреннее созерцание, методы психофизической саморегуляции и оздоровления организма, а для монастырской практики это ещё и способ реализации принципов философии и мировоззрения. Практики традиционного ушу стимулируют обретение гармонии внутри человека и её воплощение по отношению к окружающему миру. Эффективность и значение этих практик весьма велики, именно поэтому, императоры практически всех китайских династий, а также аристократия, от раннего средневековья и до наших дней, стремились практиковать ушу.

Мы уже начали рассказ об этом «другом» ушу, выпустив 2 мультимедийных компакт-диска «Традиционный Тайцзи-цюань стиля ЯН», автор которых – личный ученик Лю Гаомина – Михаил Баев.

Сегодня мы беседуем с Вице-президентом Лиги традиционного ушу Сергеем Шошиновым

Сергей, объясните пожалуйста смысл термина традиционное ушу. Для конкретики, давайте поговорим именно о таком направлении ушу, как Тайцзи-цюань.

Говоря о традиции, можно говорить о частностях, но не о направлении в целом. Ни у кого нет монополии на передачу традиции Тайцзи-цюань как направления, есть только передача от конкретного человека, который для кого-то стал Учителем, сумел передать, раскрыть и интерпретировать основные принципы практики. После третьего поколения передачи эти принципы станут «традицией» для кого-то, если пройдут проверку временем на жизнеспособность. Здесь животрепещущий пример: архаичное оружие типа алебарды, копья или меча в реалиях современности не востребовано для боя вообще никак, и занимаются с ним, только отдавая дань традиции, но не с боевыми целями.

На мой взгляд, истинная традиция лежит в следовании принципам Тайцзи-цюань. Выучить сами принципы и внешние движения форм можно и самостоятельно, читая книги, просматривая видео или путём бесед-семинаров с людьми, знающими Тайцзи-цюань (не всегда, правда, владеющими этими принципами на практике). Но вот раскрытие принципов должно происходить на основании внутреннего свершения, гунфу.

В чём заключается основная идея гунфу.

По моему мнению, основная идея гунфу - это терпение и настойчивость при постоянной и регулярной самостоятельной практике чего-либо в течении длительного времени, на основе определённых принципов практики, для достижения мастерства в этом чём-нибудь. При этом нет гарантии, что мастерство будет достигнуто, и что оно вообще кому бы то ни было понадобиться, кроме себя самого. А может оно и себе самому будет не нужным. Мне кажется, надо ценить сам процесс, не оценивая себя, а тем более не прислушиваясь к оценкам посторонних наблюдателей или "поучателей". Озвучить принципы может кто угодно, а вот правильно интерпретировать их лучше со знающим Учителем (это тот, кто провел раскрытие принципов внутри себя за счёт гунфу и добился практической реализации этих принципов в действии).

Занятия с Учителем необходимо осознать, оценить и принять. Тогда будет интересно и важно практиковать само НАПРАВЛЕНИЕ Тайцзи-цюань (стиль не имеет большого значения)…

Вы сказали, со знающим Учителем. А как, не обладая знаниями, определить уровень знания другого человека?

Это весьма тонкий вопрос. Согласен, что многие начинающие ищут «крутого» мастера для ЗАНЯТИЙ каким-то стилем тайцзи.

Но, во первых, они могут «нарваться» на шарлатана, выдающего себя за Учителя, во вторых, сам «учитель» может заблуждаться, причём искренне, считая, что он уже многое знает и понимает.

А в-третьих, не всегда ученик, на самом деле ставший Мастером, передаст Вам то, чему он научился и чем овладел. Некоторые просто не захотят, другие и не смогут передать, даже если и захотят, кто-то передаст только часть, а кто-то всё покажет, но учить не будет. Есть и такие, кто сознательно вводит учеников в заблуждение…

Вы обрисовали довольно безрадостную перспективу. Где же тут выход?

Начнём с того, что подавляющему большинству людей, желающих заниматься тайцзи-цюань, не нужна практика в полном объёме традиционного подхода к занятиям. Основные цели и задачи у них другие....

Это может быть:

самопознание и самосовершенствование;

способ изменить себя;

метод достижения здоровья и заложение фундамента для активного долголетия;
постижение культуры Китая и т.п.

Но, наверняка, среди этого подавляющего большинства людей окажутся и такие, которым изначально нужен полный объём практики. К ним могут присоединиться и те из занимающихся, кто, со временем, подкорректировал свои цели…

Тогда эти ученики и тот самый Мастер, который может и хочет передать свои знания уже будут искать друг друга. И практика показывает, что они друг друга иногда находят. Ведь традиция не прерывается…

Что Вы можете ответить на упрёки некоторых «патриотов», обвиняющих людей занимающихся ушу в стремлении китаизироваться?

Конечно, изучая и практикуя традиционные направления и виды ушу, в контексте которых раскрываются принципы и методы развития и становления личности, мы ассимилируем эти виды ушу в России. Но под ассимиляцией мы понимаем не стремление "китаизироваться", а не "изобретать российское ушу". Ассимиляция в преемстве наследия древней культуры человечества, обогащение мировоззрения, восприятие принципов и методов в повседневной жизни. А раз так, то не стоит рядится в экзотические одежды или противопоставлять "наше" и "не наше", искать "родину слонов" или изобретать "исконное". Мудрый найдет пользу.

Мы практикуем ушу на основе традиционных принципов и исторически сложившейся практики, используя для этого опыт собственной работы и перенимая опыт мастеров ныне существующих, а также опыт уже ушедших, но оставивших после себя наследие в виде текстов, книг, а в последние годы - и видеоматериалов.

Сергей, я знаю, что по профессии Вы врач. А привести примеры оздоровительного воздействия тайцзи-цюань Вы можете? Так сказать на микро и макро уровнях.

Лично мне за примерами далеко ходить не надо. У меня была травма позвоночника, от операции я отказался, и восстанавливался за счёт занятий цигун и тайцзи-цюань. Поначалу не хватало терпения и настойчивости, что-бы "терпеть неудачу"....

Только через четыре года ежедневной практики (по разному - иногда по 15 минут в день, иногда - больше) в зависимости от самочувствия, я стал нормально стоять, нормально ходить.... Работа нудная, в чём-то монотонная и очень тяжелая....
Тяжесть этой работы в том, что не бывает быстрых результатов, и, как правило, на первом этапе, человек получает обострение симптомов. А это боль, чувство собственной неполноценности и психологически неприятное ощущение, что ты полный идиот. Поскольку ничего не получается сделать правильно, в смысле - "как требуется", а не "как получилось, так получилось". Со временем, практика стала необходимостью, без неё проживание жизни для меня стало уже не "комфортным".

Если говорить, как Вы выразились, о макро уровне, то нужно отметить, что в Китае, тайцзи-цюань и цигун, занимется (по разным оценкам) около 30% населения...

А это в абсолютных числах очень значительное количество людей...

Из них очень немногие практикуют тайцзи-цюань в полном объёме.
Обычно выделяется именно оздоровительный аспект и на нём акцентируются в практике. Просто не принято у китайцев таблетки глотать. Лечатся они иначе. В том числе и занятиями...

Вы как Вице-президент Лиги традиционного ушу, координируете сектор Лиги "Ушу для здоровья и долголетия". Что Вы можете сказать об этом направлении своей деятельности

В рамках этого направления проводятся занятия под девизом - "ушу для здоровья и долголетия". На практике реализованы методики, позволяющие не только сохранять здоровье, но и добиваться серьезных его улучшений. Речь идёт не о "чудодейственных средствах", а о личной практике, и результат здесь достигается за счёт взаимодействия знаний учителя (тренера, инструктора, преподавателя, наставника - назвать можно кому как нравится) в сочетании с устремлениями и усилиями самого практикующего. Древнекитайская медицина призывает не только лечить проявления болезни, но также старается предотвратить их появление, не подавлять симптомы, а искоренять первопричину. Сочетая внешнее выполнение комплексов движений с дыханием и сосредоточенностью разума на выполняемом действии, человек в своей практике достигает уровня активной медитации. Иными словами - это "покой в движении, движение в покое". Эти движения уже не выполнение некоей "формы", это уже воплощение принципа обретения гармонии, что для серьёзно занимающихся не просто слова, а вполне очевидная реальность. Многие люди, практикующие методы оздоровительных систем, занимались ранее системами прикладной и боевой направленности, но с возрастом или после ряда травм, вынуждены были искать скрытые возможности своего организма для обретения или восстановления хорошей физической формы и здоровья. В этом поиске они совершили для себя настоящее открытие. Теперь, по их мнению, они обязаны своему активному образу жизни почти исключительно занятиям ушу и цигун.
Сами по себе эти практики включают в себя сочетание движения и покоя, расслабленность и сосредоточение, мягкость и твёрдость, некоторую витиеватость и в тоже время, точность и чёткость. Важное место занимает правильное дыхание и методы саморегуляции. Более того, некоторые из занимающихся, освоив оздоровительную базу, при желании расширить и углубить свою практику могут перейти к практике ушу с точки зрения традиционных принципов и методов. В Китае, ушу занимаются люди любого возраста, ограничений практически нет. Можно начинать заниматься с 3-4 лет и даже в столетнем возрасте продолжать практику. Например, мастер У Тунань, патриарх направления "Тайцзицюань стиля У" в свои 104 года активно занимался ушу, поднимался без лифта на 9 этаж, читал лекции студентам, вел активный образ жизни. Он до самых последних дней своей жизни не прекращал занятий, сохраняя бодрость и жизнерадостность. Умер он в 108 летнем возрасте. Наш старейший член Лиги в свои 65 лет живёт полной жизнью, выглядит не более чем на 50, не только не уступая более молодым, но в чём-то даже превосходя их…