Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

Категория: Виды реанимаций Опубликовано 24 Август 2016
Просмотров: 2528

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО.
Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

 


Уровни поражения в боевых искусствах


Самым грозным оружием является всё же не кристалл, не меч и даже не пистолет, а человеческое тело. Дело в том, что его можно превратить в средство для накопления, хранения и передачи энергии.
Тайша Абеляр

Методы поражения и восстановления в боевых искусствах из-за своей важности требуют более детального рассмотрения. Особенно если речь идет о пограничных между жизнью и смертью состояниях — шоке, клинической смерти и т. д. На практике важно провести правильную диагностику состояния пострадавшего и применить для реанимации метод Каппо или, не затягивая время, начать классическую реанимацию (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца). Также нужно дифференцировать применение традиционных в медицине методов остановки кровотечения и Микэн-катсу. Разобраться в этих вопросах довольно сложно, поэтому здесь представлен многоуровневый подход к поражению, впервые систематизирован и описан в системе «Альфа-контроль», (1997). Таким образом можно более детально разобраться в показаниях к применению Каппо.


Шесть уровней воздействия

1-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары в части тела. Очень сильные» мощные, «пробойные» удары, крушащие всё на своём пути, приводящие к ушибам, переломам, кровотечениям, кровоизлияниям мозговых сосудов, повреждениям суставов.
Удары не «прицельные». Например, проникающий удар кулаком (кэнто) тёку-дзуки в грудную клетку влечет за собой перелом рёбер с вдавлением осколков в лёгкие. Или сильный удар сокуто по ноге приводит к перелому костей голени.
Для произведения такого повреждения необходимо иметь отлично подготовленные ударные поверхности, огромную массу и скорость удара. Таким образом повреждаются все части тела человека, находящиеся на пути такого удара, приводящего к травматическому шоку.

Оценка шокогенности травм по 10-бальной системе
(по И.В.Гальцевой, В.И.Гикавому и др., 1985)
10 баллов: Травма живота с повреждением двух или более паренхиматозных органов или разрывом крупных кровеносных сосудов.
6 баллов: Множественные двусторонние переломы ребер с повреждением и без повреждения органов трудной клетки. Травма живота с повреждением одного паренхиматозного органа.
5 баллов: Открытый оскольчатый перелом бедра, отрыв бедра.
4 балла: Ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа. Травма груди с повреждением органов грудной клетки, гемоторакс, пневмоторакс. Множественные переломы костей таза.
2 балла: Травма живота с повреждением полых органов, диафрагмы. Открытый перелом обеих костей голени, отрыв голени. Закрытый перелом бедра.
1,5 балла: Обширная скальпированная рана с размозжением мягких тканей. Гематома больших размеров. Открытый и закрытый переломы обеих костей голени, плеча; отрыв плеча.
Переломы костей лицевого скелета.
1 балл: Множественные односторонние переломы ребер, без повреждения органов грудной клетки.
0,5 балла: Переломы позвонков (с повреждением и без повреждения спинного мозга). Открытый перелом костей предплечья; отрыв предплечья. Открытый перелом костей стопы; отрыв и размозженне стопы.
0,1 балла: Одиночные переломы костей таза. Закрытые переломы одной кости голени, костей предплечья, костей кисти; размозжение и отрыв кисти. Переломы ключицы, лопатки, грудины, надколенника. Краевые переломы костей.
Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки, уход с линии атаки, уклонение от ударов. Использование набивных техник, «железная рубашка», «алмазная накидка» и другие.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Зависит от состояния пострадавшего и характера повреждений. В первые 1–2 мин. в случае потери сознания можно применить метод «игла-молния», в случае остановки дыхания применяется кокю-катсу, тандэн-катсу. В случае остановки и дыхания и сердечной деятельности — немедленно приступать к сердечно-лёгочной реанимации (восстановление проходимости дыхательных путей, ИВЛ, непрямой массаж сердца)» учитывая характер повреждений. При кровотечении — использовать методы временной остановки кровотечения (возвышенное положение конечности, прижатие кровоточащего сосуда пальцем, наложение жгута). Если есть переломы — наложение шины. При отсутствии медикаментов во время болевого синдрома — иглы или точечный массаж в противоболевые точки меридианов, на пути которых находится место повреждения (Рб, GI7, Е34, RP8, С6, IG6, V63, R5, МС4, TR7, VB36, F6), а также иглоукалывание региональных противоболевых точек. При наличии медикаментов — введение обезболивающих, сердечных и дыхательных средсгв и срочная госпитализация (по потребности) в реанимационное или травматологическое отделение. Транспортируют лежа.
В восстановительном периоде — Чжэнь-Цзю, Су-Джок, Катсу, фитотерапия и другие методы очень эффективны.


2-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары и воздействие по уязвимым зонам тела, местам не прикрытым мышцами, костями. Выкалывание глаз, вырывание кадыка, рёбер, мышц, внутренних органов. Сюда же относятся так называемые «болевые точки», находящиеся в местах, где доступны для воздействия нервное сплетение или нерв. Как пример, можно представить таблицу:

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


Такие удары наиболее распространены в боевых искусствах. Тут для поражения выбирается уязвимая область, в которую довольно легко попасть ударной поверхностью тела. Их можно встретить в каратэ-до, у-шу (в большинстве внешних школ), боевом дзю-до, каратэ-до, дзю-тай-дзюцу, коппо-дзютсу, симэ-дзютсу, самбо, тхэ-квон-до, вьет-во-дао, цинь-на, боксе. Сюда же относятся техники заломов дзю-дзютсу и айкидо.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Захват «на чжао» из китайского у-шу.

Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки, уход с линии атаки. Использование набивных техник, «железная рубашка», «алмазная накидка», посыл Ки в область удара, отвлекающие манёвры.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Аналогична первому уровню. Дополнительно, по показаниям — методы Каппо: Агэ-катсу, Микэн-катсу, Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Тандэн-катсу, Дзиндзо-катсу, Кин-катсу, Чжень-цзю, Су-Джок.
А также восстановительные мероприятия с помощью массажа и трав.

3-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары и воздействие но стандартным акупунктурным точкам, вызывающие обморок, паралич, смерть. Из-за малой площади воздействия поражаются одним, двумя пальцами, «когтем» орла, тигра, пантеры, журавля, дракона, укусом змеи, «ядовитой рукой», «секретным мечом», палочками для еды и т. д.
Можно рассмотреть на примере китайского искусства болевых захватов Цинь-на.
36 летальных точек Цинь-на (в китайской транскрипции):
1. бай-хузй, Т20
2. инь-гаи, РСЗ
3. мэй-чун, V3
4. лякь-цюань, V23
5. ся-гуань, Е7
6. эр-мэнь, TR21
7. цзя-чэ, Е6
8. цзюй-гу, GI16
9. би-нао, GJ14
10. цюй-чи, GI
11. хэ-гу, GI4
12. цзн-цюань, С1
13. ин-чуан, Е 16
14. цзю-вэй, J15
15. цзюй-цюэ, J14
16. чжун-вань, J12
17. чжан-мэнь, F13
18. нэй-гуань, МС6
19. ци-хай, Л6
20. ци-чун, ЕЗО
21. цзи-мэнь, RР11
22. гай-чун, V3
23. юн-цюань, R1
24. и-фэн, ТR17
25. нао-ху, Т17
26. я-мэнь, Т15
27. тянь-чжу, V10
28. цзян-цзин, VB21
29. фэнь-мэиь, V12
30. ду-шу, V16
31. лин-тай, T10
32. гэ-гуань, V46
33. гань-шу, V18
34. хуан-мэнь, V51
35. чан-цян, Т1
36. вэй-чжун, V40

Воздействие на подобные точки является вершиной многих боевых искусств. Его можно встретить в у-шу, цинь-на, каратэ-до, дакен-тай-дзютсу, и тами-ваза, катакэси-но-дзютсу, кюсё-дзютсу, си-кэцу-дзютсу, юби-дзютсу. И методы воздействия на них держатся мастерами в строжайшей тайне.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Техника Шоу-та-фа в китайском у-шу.

Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки и захваты, максимальное внимание к действиям противника, уход с линии атаки, отвлекающие маневры. Использование вышеперечисленных набивных техник, хотя в данном случае их защита малоэффективна.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Катаю — Агэ-катсу> Микэи-катсу, Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Тандэн-катсу, Дзиндзо-катсу, Кин-катсу, Киай-катсу.
Стандартные точки для реанимации:
1. мин-мэнь, Т4 — основное воздействие на головной и спинной мозг.
2. лин-тай, Т10 — стимулирует симпатико-адреналовую и сердечно-сосудистую системы.
3. тao-дао, TI3 — стимулирует симпатико-адреналовую систему.
4. жень-чжун, Т26 — стимулирует функцию ретикулярной формации, оказывает выраженное симпато-миметическое действие.
5. су-ляо, Т25 — по действию аналогична предыдущей.
6. пи-чун, ЕЗО — активирует моче-половую систему и механизмы терморегуляции.
7. гун-сунь, RP4 — стимулирует выброс депонированной крови из селезенки, улучшает коронарное кровообращение.
8. тянь-чжу, VI0 — воздействует на функцию парасимпатической нервной системы, спинной мозг, стволовые отделы головного мозга.
9. шень-шу, V23 — воздействует на надпочечники, почки, мочевой пузырь.
10. жань-гу, К2 — противошоковое и обезболивающее действие при травме яичек.
11. тянь-ляо, TR15 — нормализует систему терморегуляции.
12. хуэй-инь, J1 — стимулирует функцию дыхательного центра.
13. гуань-юань, J5— воздействует на солнечное сплетение.
14. цзюй-цюэ, J14 — через солнечное сплетение активирует деятельность головного и спинного мозга.
15. тянь-ту, J22 — применяется при остановке дыхания.
16. тай-юань, Р9 — применяется при остановке дыхания.
17. шао-шан, P11 — применяется при остановке дыхания.
18. чжун-чун, МС9 — применяется при остановке сердца.
19. шао-чун, С9 — применяется при остановке сердца.
20. ши-сюань, РС86 — стимулирует симпатико-адреналовую систему и ретикулярную формацию ствола мозга.

По показаниям — классическая сердечно-легочная реанимация и восстановительные мероприятия. А также линейный и классический массаж в восстановительном периоде.

4-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Удары и воздействие на точки классических китайских меридианов с учетом времени максимального и минимального напряжения энергии в них, а также с использованием принципов акупунктуры и точек пяти первоэлементов. Это довольно высокий уровень воздействия и он предусматривает отличное знание традиционной восточной медицины и в частности Чжень-цзю терапии (законов инь-ян, у-син, полдень-полночь, бу-се, ба-гуаит. д.).
Круг циркуляции энергии в меридианах (закон «полдень-полночь»):
меридиан легких, (инь-металл) Р — мах 3–5 ч. — Min 15-17
меридиан толстой кишки, (ян-металл) GI — max 5–7 — min 17-19
меридиан желудка, (ян-земля) Е — max 7–9 — min 19-21
меридиан селезенки-подж.ж., (инь-земля) RP — max 9-11 — min 21–23
меридиан сердца, (инь-огонь) С — max 11–13 — min 23-1
меридиан тонкой кишки, (ян-огонь) IG — max 13–15 — min 1–3
меридиан мочевого пузыря, (ян-вода) V — max 15–17 — min 3-5
меридиан почек, (инь-вода) R — max 17–19 — min 5-7
меридиан перикарда, (инь-жар) МС — max 19–21 — min 7–9
меридиан трех обогревателей, (ян-жар) TR — max 21–23 — min 9-11
меридиан желчного пузыря, (ян-дерево) VB — max 23-1 — min 11-13
меридиан печени, (инь-дерево) F — max 1–3 — rain 13–15

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Основные законы Инь-Ян:
1. Взаимоподдержка.
2. Взаимоограничение.
3. Взаимопревращение.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Основные законы у-син (5-ти первоэлементов]
1. Порождение.
2. Подчинение.
3. Антипорождение
4. Антиподчинение.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Закон «Ба-гуа» (8-и триграмм)

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.
Стандартные точки меридианов:
Тонизирующие — Р9, GI11, Е41, RP2,С9, IG3, V67, R7, МС9,TR3, VB43, F8
Седативные — Р5, GI2, Е45, КР5, С7, IG8, V65, R1, МС7, TR10, VB38, F2
Пособники — Р9, G14, Е42, RP3, С7, IG4, V64, R3, МС7, TR4, VB40, F3
Ло-пункты — Р7, GI6, E40, RP4, С5, IG7, V58, R4, МС6, TR5, VB37, Р5
Точки пяти первоэлементов:
Дерево (ветер) — Р11 GI3, E43, RP1, С9, IG3, V65, R1, МС9, TR3, VB41, F1
Огонь(огонь, жара) — Р10, G15, E41, RP2, С8, IG5, V60, R2, МС8, TR6, VB38, F2
Земля (влажность) — Р9, Gil I, Е36, RP3, С7, IG8, V40, R3, МС7, TR10, VB34, F3
Металл (сухость) — Р8, G11, Е45, RP5, С4, IG1, V67, R7, МС5, TR1, VB44, F4
Вода (холод) — Р5, GI2, Е44, RP9, СЗ, IG2, V66, RIO, МСЗ, TR2, VB43, F8

Данное воздействие производится на базе вышеперечисленных таблиц и использования данных точек с учетом 4-х законов У-син (пяти первоэлементов): порождения, подчинения, антипорождения, антиподчинения и правил Бу-се: тонизации и седатации.
Такое поражающее действие используется в китайских стилях у-шу: стилях Змеи (кобры, гюрзы, эфы, гадюки), технике Шоу-та-фа, Синь-и, Цинь-на, Дим-мак, Багуа-чжан, Саппо а также в некоторых других стилях. Обычно владеют этим методом мастера боевых искусств, знающие в совершенстве традиционную китайскую медицину и Чжень-цзю терапию.
Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Эффективные блоки и захваты, максимальное внимание к действиям противника, уход с линии атаки, отвлекающие маневры. Противник, работающий на таком уровне несколько лет, отрабатывает очень точное и быстрое попадание по точкам, поэтому довольно сложно контролировать данное воздействие.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Все методы Каппо, хотя при глубоком дисбаллансе энергий могут быть малоэффективны. Для необходимого объема помощи нужно знать синдромологические признаки избыточности и недостаточности энергии в 12-ти классических меридианах. Необходимо легко владеть методами Бу-се (тонизации-седатации) и законами У-син (5-ти первоэлементов), на основе которых проводится иглоукалывание и прижигание. В восстановительном периоде массаж и травы.

5-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Воздействие производится с учетом всех вышеперечисленных законов и правил, вместе с тем проводя визуальную и другие виды диагностики энергетического состояния организма противника. После чего поражается самое слабое место. На данном уровне работа идет не только с классическими 12-ю меридианами, но и с 8-ю чудесными сосудами (энергетический резерв человека), 4-мя морями энергии (управители энергетической системы человека) и океаном энергии. Благодаря такому глубинному воздействию становится возможным произвести отсроченное действие поражающего фактора. Например: задать «волну» от чудесного сосуда, которая за 5 месяцев дойдет до моря энергии, а через 1 год до океана энергии и наступит смерть.

Для подготовки специалиста, владеющего этим методом необходимо минимум 10 лет.

Точки-ключи 8-ми чудесных сосудов:
1. IG3 — Заднесрединный сосуд (море Ян-меридианов)
2. V62 — Наружный пяточный сосуд (ускоритель Ян)
3. TR5 — Наружный поддерживающий сосуд (хранитель Ян)
4. VB41 — Опоясывающий сосуд (Ян)
5. Р7 — Переднесрединный сосуд (море Инь-меридианов)
6. R6 — Внутренний пяточный сосуд (ускоритель Инь)
7. МС6 — Внутренний поддерживающий сосуд (хранитель Инь)
8. RP4 — Поднимающийся сосуд (море 12 меридианов)
Ворота 4-х морей энергии:
1. Море энергии (инь) вход — J17, выход — Е9
2. Море крови (ян) вход — VB11, выход — Е37, Е39
3. Море пищевое (инь) вход — ЕЗ0, выход — Е36
4. Море костно-мозговое (ян) вход — Т20, выход — T16

Ворота океана энергии — J17 (тань-чжун)
Такое поражающее действие применяется мастерами у-шу, нин-дзютсу, дзю-нэн-гороси, сан-нэн-гороси, и др. Часто воздействие не выглядит как удар, а, например, как легкое прикосновение или нечаянный укол шпилькой, но обязательно контактно и с выбросом Ки. Послеэ того изменения состояния не происходит ровно столько, сколько запрограммироваино, а затем наблюдается неожиданный и ужасный исход. Мастеров, владеющих данным методом, можно пересчитать но пальцам.

Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Практически невозможно, т. к. владеющий данной техникой является непревзойденным мастером не только боевых искусств, но и медицины. Довольно часто воздействие можно и не заметить.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Оказать может только мастер такого же уровня, но для этого нужно зафиксировать скрытое нападение.
Применяется точечный и линейный массаж с выбросом Ки, иглоукалывание и прижигание с учетом всех вышеперечисленных законов традиционной китайской медицины. Бардо-тханг.

6-й уровень
А. ПОРАЖЕНИЕ: Воздействие производится бесконтактно, на расстоянии.
Это вершина возможностей не только боевых искусств, но и человеческих возможностей. Применяется гипноз, концентрация мысли, направленные выбросы энергии, наведенные измененные состояния сознания, привлечение и использование магических сил и т. д.
Воздействие может производиться вместе с обычными физическими ударами, в таком случае усиливающее их в несколько раз. Обычно излучающими местами являются глаза, кисти, стопы, живот. Часто поражающее энергетическое воздействие не связано с физическим телом, а с его астральной или ментальной проекцией.
Применяются различные виды медитаций (мокусо) для вхождения в особые состояния сознания с целью воздействия. Также используются определенные магические жесты, образованные переплетением пальцев рук (кудзиин), с концентрацией внимания на особых нарисованных символах (судзи) и произнесением звуков (дзюмон).
Б. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Все виды энергетических и ментальных защит.
В. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: Крайне затруднена из-за отсутствия видимого воздействия и повреждений. Помощь заключается в восстановлении энергетической оболочки и активизации пораженных центров. Конечно, это может сделать только мастер подобного уровня или маг. В данных случаях может применяться тибетская техника Бардо-тханг. Дополнительно используется Чжэнь-Цзю, Каппо, Су-Джок, фитотерапия и другие методы в восстановительном периоде.



Теория Каппо
Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся.
Коан Дзэн

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ КАППО

1. Агэ-катсу (дзёдан) — верхнее восстановление
2. Микэн-катсу (дзёдан) — восстановление носа
3. Кокю-катсу (тюдан) — оживление дыхания
4. Кётоцу-катсу (тюдан) — оживление сердца
5. Танден-катсу (гэдан) — оживление центра
6. Дзиндзо-катсу (гэдан) — оживление почек
7. Кин-катсу (гэдан) — восстановление паха
8. Киай-катсу — оживление с помощью «Киай»

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Акупрессура — (точечный массаж) воздействие на биологически активные точки с помощью различных видов надавливания (прерывистое, постоянное, большой поверхностью, с защипыванием, вращением и вибрацией).

Методы акупрессуры:
а) АН (АППАКУ) — надавливание, давление. Палец устанавливается на точку и производится надавливание 1–3 кг на глубину 0,5–2 см. Давление чаще прерывистое, реже постоянное.
б) АППАКУ — надавливание большой поверхностью. Основания ладоней (чаще всего) устанавливаются над массируемой поверхностью и производится давление 2–5 кг на глубину 1–5 см.

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

 

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

 

в) АНСУ (ЖУ) — давление с вращением. Палец устанавливается на точку, проводится надавливание и, не ослабляя давление, палец совершает вращательные движения по часовой стрелке (ввинчиваине) — бу и, или против часовой стрелки (вывинчивание) — се. Со скоростью 80-140 вращательных движений в минуту.

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


г) КЭЙСАЦУ (КА) — растирание. Руку ладонной поверхностью прижимают к поверхности кожи. Прижимая ладонь, производят линейные растирания до видимой гиперемии (покраснения) кожи.
д) НИЙ — защипывание. Сильное воздействие на точку до появления интенсивной гиперемии. Обычно выполняется тремя пальцами — средним, указательным и средним.

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


е) СИНСЭН (ДЗЭН) — вибрация. Выполняется с нажатием на точку пальцем или ребром ладони и одновременными вибрационными движениями обычно 120–180 колебаний в минуту.

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


Возбуждающий метод (бу) — заключается в применении резких, прерывистых и сильных давлений или вращательных движений (до 10 движений) со скоростью 4 вращения в одну секунду до появления чувства онемения, легкой боли в точке. Продолжительность воздействия на одну точку составляет 30–40 секунд. Затем переходят к массажу других точек. Обычно за сеанс используется 6–8 точек.
Успокаивающий метод (се) — характеризуется медленно нарастающей интенсивностью воздействия и глубоким распространением воздейсгвия. Вначале в точке проводят поглаживание, затем надавливание пальцем до появления чувства ломоты, а иногда и боли. При появлении указанных ощущений давление на точку следует прекратить, но палец от точки не отрывать. Так повторяют 2–3 раза.

2. Акуперкуссия (КОДА) — постукивание по определенным точкам и зонам тела с помощью Атэми (атэ-удар, ми-тело)
Проводится в определенном ритме: чаще с постоянными промежутками между ударами, реже по 5 или 7 ритмичных ударов с последующим промежутком, одинаковой силы, с частотой 120–140, реже 160–200 ударов в минуту ударными поверхностями тела, которые используются как для поражения, так и для восстановления — акуперкуссии.

Ударные поверхности верхних и нижних конечностей:
1. Кэнто (сэйкен) — рука сжата в кулак, удары наносятся головками второго и третьего пястных суставов. Может применяться в Микэн-катсу, Кокю-катсу и Кин-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Хиракэн — согнуты только первые фаланги и кончики пальцев касаются ладони, большой палец подогнут к концу указательного пальца. Удар наносится соединенными суставами четырех подогнутых пальцев.
Может применяться в Дзиндзо-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Тэцуи «железный молот» наносится гипотенаром (мышцей возвышения мизинца) собранной кисти в кулак. Применяется в Кин-катсу и Микэн-катсу, может применяться в Кокю-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Накадака-дэн «Кулак демона» (накадака-иплон-кэн или накаюби-иппон-кэн) — это кулак, в котором согнутый средний палец образует выступ. Другие пальцы согнуты, как в сэйкен. Применяется в Агэ-катсу, Дзиндзо-катсу, может применяться в Кетоцу-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Ёмбон-нуките — руку используют как копьё, наконечник «руки-копья» образуют кончики четырех сжатых пальцев при открытой кисти (кайсё). Прнменяется в Агэ-катсу, Кетоцу-катсу, Дзиндзо-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

6. Нипон-нуките — образуют прижатые друг к другу выпрямленные указательный и средний пальцы. Безымянный и средний сжаты в кулак с находящимся на них большим пальцем. Удары наносятся концами указательного и среднего пальцев.
Может применяться в Агэ-а катсу, Кётоцу-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

7. Иппон-нуките — копьё из одного пальца, остальные прижаты к кисти. Применяется в Агэ-катсу, Кетоцу-катсу, Дзиндзо-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

8. Хайто (ура-сюто) — «внутренняя сабля», образованная частью внутренней стороны кисти, лежащей между основанием указательного пальца и углом, образованным согнутой первой фалангой большого, при открытой кисти (кайсё). Может применяться в Кокю-катсу и Дзиндзо-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

9. Шуто (тэгатана) — «рука-сабля» образована открытой кистью (кайсё). Ударная поверхность — мышца гипотенара, пальцы прижаты друг к другу. Широко применяется в Каппо: Микэн-катсу, Кокю-катсу, Кетоцу-катсу, Дзин-дзо-катсу, Кин-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

10. Тэйсё — кисть максимально изогнута кверху, удар наносится основанием ладони. Применяется в Кокю-катсу, Кетоцу-катсу. Может применяться в Кин-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

11. Кумадэ — «медвежья лапа». Кисть складывается почти как в хиракэн, удары наносятся с ладонной стороны основанием ладони, возвышением большого пальца и последними фалангами пальцев кисти. Применяется в Кинкатсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

12. Коши (дзесокутей) — «зуб тигра» это выступ плюсны большого пальца стопы с подошвенной стороны. Нужно поднять пальцы так высоко, как это возможно.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

13. Сокуто (аши-катана) — «ступня сабля» образуется внешним ребром ступни, вблизи пятки.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

14. Какато (эншо) — пятка.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

15. Цумасаки (хокосаки или аси-ноюби) — «копьё из пальцев ноги». Удар наносится кончиками первого и второго пальцев стопы, напряженных и прижатых друг к другу. Применяется в Дзиндзо-катсу, Кокю-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

16. Хидза (шицуи) — колено. Применяется в Кетоцу-катсу.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


3. Звуковое воздействие — воздействие с помощью звуков (вибрации): Киай, Хай, Йа, Осе, Ай, А, О, У и дыхания (золотая пыль).
Звуковое катсу — использование специального крика либо для реанимации человека или выведения из опасных состояний, вызванных ударом, либо наоборот, для поражения на расстоянии 1–2 метра. При поражении такой звук может привести к несколько секундному обездвиживанию противника или к обмороку. Если же обычный контактный удар (атэми) выполняется вместе со специально натренированным криком, то он (удар) обладает необыкновенно разрушительной силой.
«В момент исполнения кимэ нужно издать резкий Киай, исходящий как бы из всего тела. Также, как и в ката, Киай значительно усиливает мощь приема.
Кроме того, Киай лучше всего выражает дух пути воина (Бусидо). Киай опытного мастера Бусидо настолько пронзителен, что пугает противника и сковывает его движения. Отрабатывают полную синхронность кимэ и Киай».
(Найто Такэнобу) Использовались в Тоатэ-но-дзютсу (искусство удара на расстоянии) несколько видов крика: «Киай» — в Киай-катсу и Киай-дзютсу, «Йаа» — в момент нанесения удара (атеми), «Хо» — останавливающий и парализующий звук, «Йоо»—добивающий победный клич, «Умм» — внутренний, мобилизующий Ки, защитный звук, «Хай» — использующийся в Каппо, «Осе» — мобилизующий психику, а также «А», «О», «У» и другие.


 

Техника Каппо


Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.
Коан Дзэн


1. АГЭ — KATCУ верхнее восстановление

Первая помощь при потере сознания от ударов в голову

1. Произвести точечный массаж (акупрессуру) точки Дзин-тю, Т26, 6-10 надавливаний концом ногтя большого пальца

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Захватите кончик носа (точка Т25) повращайте и пощипайте его.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Произведите легкое постукивание (акуперкуссию) точки Хьякуэ, Т20 концом среднего пальца или сгибом межфалангового сустава этого же пальца в положении сидя.
4. Промассируйте мышцы шеи сзади.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Произведите акупрессуру точки Гококу, GI4

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

6. Дополнение при необходимости: Микэн-катсу, Танден-катсу, Киай-катсу.
Кода, Т25 — распологается в центре кончика носа. Применяется при шоке, обмороке, носовом кровотечении.
Хьякуэ, Т20 — несимметричная, находится на задней срединной линии на 5 цуней выше передней границы волосистой части головы, на макушке.
Применяется при обмороке, шоке.
Дзин-тю, Т26 — несимметричная, находится на средней линии под носом, в верхней трети вертикальной борозды верхней губы. Одна из важнейших точек, используемых для оказания неотложной помощи. Применяется при обмороке, шоке, коллапсе, отеке головного мозга, головной болн.
Гококу, GI4 — симметричная, находится на тыле кисти между 1 и 2 пястными костями, ближе ко 2-й пястной кости. Точка широкого спектра действия. Общеукрепляющая, восстанавливает верхнюю часть тела.


2. МИКЭН — KATCУ восстановление носа

Применяется при носовом кровотечении

1. Сидя в сейдза, запрокинуть голову назад

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Акуперкуссия точек Фу-ти, VB20 согнутым 3 пальцем («кулак демона»)

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Уложить пострадавшего на спину и ребро ладони установить на переносицу (точка РСЗ), ладонью в сторону тела. Так держать неподвижно или с вибрацией 4–5 минут.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Положить ладонь левой руки на лоб, а большим пальцем надавить на точку А-мон, Т16, удерживая давление 5–6 секунд. Повторить 5–6 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Акуперкуссия пятки кулаком 5-10 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

6. Дополнение при необходимости: Агэ-катсу.

Фу-ти, VB20 — симметричная, под затылочной костью выше задней границы роста волос на 1 цунь, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы, где пальпируется углубление. Точка широкого спектра действия. Применяется при болях в области головы, шеи, спины, кровотечении из носа, заболеваниях глаз и понижении слуха.
Тёто, PC3 — в центре переносья, на середине линии, соединяющей внутренние концы бровей. Применяется при головокружениях, обмороке, носовом кровотечении, нарушении сна, заболеваниях глаз.
Бон-но-кубо (А-мон), Т16 — несимметричная, располагается между затылочной костью и 1 шейным позвонком, выше задней границы роста волос на 1 цунь. Применяется при головной боли, носовом кровотечении, психических расстройствах, гемиплегии.


3. КОКЮ — KATCУ оживление дыхания

Применяется при рефлекторной остановке дыхания в результате удара в солнечное сплетение, при удушениях

1. Акуперкуссия ключицы ребром ладони — 10–15 ударов.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Акупрессура точки Ю-фу, R27 — 5-10 надавливаний, можно одновременно с массажем точки J22.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Акуперкуссия боковых отростков шейных позвонков ребром ладони 1–2 минуты.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Акупрессура и акуперкуссия в области точек Тэн-чу, V10.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Наклонить голову вперед и произвести акуперкуссию точки Сода, Т14 — 20–25 ударов.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

6. Пострадавший лежит на спине. Расположить свои руки на грудной клетке пострадавшего. Произвести силовой массаж кончиками пальцев в направлении пупка и под мечевидным отростком глубоко нажать на точку Кокэну, J14. Повторить это движение 5-10 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

7. Пострадавший лежит на спине. Большим пальцем руки найти точку Э-ин, J1 в промежности, предварительно разведя в стороны и согнув ноги пострадавшего в коленных и тазобедренных суставах. Установить большой палец ноги на данную точку. Произвести 8-12 глубоких надавливаний на эту точку, при этом выпрямляя ноги пострадавшего в сторону реанимирующего.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

8. Самовосстановление: сесть в сэйдза — вдох, наклониться вперед, достав головой татами — выдох. Повторить 10 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

9. Дополнение при необходимости: Кетоцу-катсу, Тандэн-катсу, Агэ-катсу.

Ю-фу, R27 — располагается у нижнего края ключицы в подключичной ямке, кнаружи от средней линии груди на 2 цуня (примерно 3–4 см)
Применяется при удушье, кашле, одышке, болях в груди, рвоте.
Сода, Т14 — располагается между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков. Точка-паук. Применяется при кашле, удушье, астме, судорогах, астенических состояниях.
Тэн-чу, V10 — симметричная, располагается выше задней границы роста волос на 2 см., от средней линии головы на 1,33 цуня. Регулирует кровообращение и дыхание.
Э-ин, J1 — располагается в промежности между наружными половыми органами и задним проходом. Применяется для стимуляции дыхания при оживлении. Является специфической точкой при утоплении (дэкиси-катсу).
Кокэцу, J14 —несимметричная, находится на передней срединной линии, на 2 см ниже конца мечевидного отростка грудины, над солнечным сплетением. Активирует деятельность головного и спинного мозга через солнечное сплетение. Применяется при кратковременной потере сознания, затрудненном дыхании, психических расстройствах.


4. КЁТОЦУ — KATCУ оживление сердца

Применяется при ударах в область сердца, сонной артерии, при шоке, нарушении сердечной деятельности

1. Акуперкуссия грудины кончиками пальцев рук или ребром ладони — 20–30 ударов, с частотой 120–140 ударов в минуту.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Пострадавший находится в положении сидя. Акуперкуссия ребром или основанием ладони точки Сода, Т14 — 20–25 ударов.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Силовой массаж (поглаживание) области сердца сверху-вниз-влево правой рукой. Для этого больного усадить, удерживая, как показано на рисунке.
Ритм массажных движений 16–18 в минуту.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Нажатие коленом в межлопаточной области на точку Чэ-лан, T10.
Для этого пострадавший усаживается, колено устанавливается в его межлопаточной области, руки реаниматора располагаются в подмышечной области сидящего. Выполняем нажим коленом вперед с одновременным нажимом руками назад. Произвести ритмичные движения с частотой 18–20 в минуту.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Модификация предыдущего приема. Исходное положение то же, только коленом производятся не нажатия, а удары. Произвести 10–12 ударов в область точки Т10 и Т11. Акуперкуссию данных точек можно провести согнутым 3 пальцем руки (кулак демона).
6. Модификация предыдущих двух приемов. Пострадавший находится в положении лежа на животе. Основания ладоней располагаем одна на другую и на ту же точку в межлопаточном пространстве. С помощью веса собственного тела производим 8-10 глубоких надавливаний.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

7. Дополнение при необходимости: Кокю-катсу, Танден-катсу, Агэ-катсу, Киай-катсу.

Сода, Т14 — раполагается между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков. Точка — паук.
Чэ-лан, Т10 — несимметричная, находится на задней линии под остистым отростком 7 грудного позвонка. Применяется при шоке, нарушении сердечной деятельности, одышке, болях в области спины.
Кацу-сацу, Т11 — несимметричная, располагается между остистыми отростками 5 и 6 грудных позвонков. Точка, регулирующая общее состояние организма.


5. ТАНДЭН-КАТСУ оживление центра

1. Пощипывание точки Тандэн (Кикай), J6 тремя пальцами. Пострадавший находится в положении сидя. Воздействие производится в течение 2-3-х минут.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Пострадавшего уложить на спину, ладони расположить внизу живота таким образом, чтобы основания ладоней располагались над лобком, концы больших пальцев в районе пупка, а остальные пальцы направлены в правую и левую подвздошные области. Выполнять 20–30 нажатий по направлению к солнечному сплетению.

 Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.


3. Пострадавшего уложить на спину, большие пальцы обеих рук (один на другой) расположить над точкой Кикай, J6. Произвести 10–12 глубоких нажатий.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

Кикай (Танден), J6 — располагается на средней линии живота, ниже пупка на 1,5 цуня (примерно З см.). Одна из самых важных точек в восточной медицине. Энергетический центр (нижний) человека. С этим центром связано большинство тайн и сверхвозможностей в боевых искусствах.


6. ДЗИНДЗО — KATCУ оживление почек

Применяется при ударах в область почек и поясницы, после сильных бросков

1. Производится акупрессура точек Ю-сэн, R1 большими пальцами рук в течение 1–2 минут.
2. Усадить пострадавшего и произвести легкую акуперкуссию ногой точки Йо-кан, Т3. Небходимо 10–15 ударов. Очень осторожно!

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Акупрессура точки Мэй-мон, Т4 по часовой стрелке в течение 3–5 минут.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Акуперкуссия точки Мэй-мон, Т4 основанием или ребром ладони с частотой 26–30 ударов в минутц на протяжении 2-Зх минут.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Дополнение при необходимости: Кокю-катсу, Кетоцу-катсу, Тандэн-катсу.

Ю-сэн, R1 — симметричная, находится на подошвенной поверхности стопы в ямке, которая образуется при сгибании пальцев. Применяется при головной боли, головокружении, носовом кровотечении, шоке, маниакальных состояниях.
Йо-кан, ТЗ — располагается между остистыми отростками 4-го и 5-го поясничных позвонков. Используется при парезе и параличе нижних конечностей. Укрепляет меридиан почек и поясницу, усиливает жизненную энергию почек.
Мэй-мон, Т4 — несимметричная, находится на задней срединной линии между остистыми отростками 2-го и 3-го поясничных позвонков. Является ключевой точкой для повышения физической энергии. Особенно эффективна при крайнем физическом и психическом истощении.


7. КИН — KATCУ восстановление паха

Применяется при болевом синдроме после удара в пах

1. Акуперкуссия точки Нэн-коку, R2 ребром ладони или согнутым 3 пальцем до обезболивающего эффекта. Пострадавший находится в положении лежа на спине. Своей левой рукой поднимаем ногу, удерживая за ахиллово сухожилие, и производим акуперкуссию точки Нэн-коку, R2 ребром ладони или согнутым 3 пальцем в направлении пятки до обезболивающего эффекта.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Акуперкуссия пятки ребром или основанием ладони в течение 1–2 минут. Исходное положение как описано выше.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Если пострадавший находится в положении сидя, необходимо сзади обхватить пострадавшего за подмышечные впадины и поднимать и приземлять на нижнюю часть седалищной кости таза (на точку V36). В случае удовлетворительного состояния пострадавшего рекомендуем ему попрыгать, сидя на ягодицах самостоятельно 10–15 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Пострадавшего в вертикальном положении берем сзади за подмышечные впадины и поднимаем и приземляем на пятки, производя таким образом воздействие 15–20 раз. В случае удовлетворительного состояния пострадавшего заставляем прыгать с жестким приземлением на пятки также 15–20 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Усадить пострадавшего и произвести акуперкуссию в районе точки Йо-кап, ТЗ рукой в кумадэ («медвежья лапа») 10 раз.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

6. Дополнение при необходимости: Тандэн-катсу, Кокю-катсу, Кётоцу-катсу, Агэ-катсу.

Нэн-коку, R2 — симметричная, находится на внутренней части середины свода стопы. Используется для облегчения боли, вызванной повреждением яичек, а также для преодоления страха.
Фу-бон, V36 — симметричная, располагается в центре подъягодичной складки. Применяется при болях в малом тазу, ишиасе, параличе ног.


8. КИАЙ — KATCУ звуковое катсу

Наиболее распространенным криком в японских боевых искусствах является «Киай» (Ки — энергия, ай — объединять, концентрировать). Чтобы «Киай» вызвал требуемый эффект, он должен обладать особым качеством и цельностью, чтобы вызвать оживление физиологических процессов. Также требуется соблюдение дюжины условий для правильного выполнения «Киай», которые осваиваются в течение нескольких лет тренировок. Одним из основных требований для проведения «Киай» является наличие наполненного мощью и энергией центра (Танден) и способность концентрированно изливать энергию Ки. Описать издаваемый звук довольно сложно, но основными особенностями его являются: а) исходит из Танден, б) слышится как своеобразное «а», в) концентрированный и короткий, г) со «стальным оттенком», д) «консонансов высоких и пронзительных тонов».
1. Сесть в сейза рядом с лежащим пострадавшим лицом к голове. Положение лежащего — на спине, лицо — вертикально вверх, голова на оси туловища. На глубоком вдохе заполнить грудную клетку и особенно живот и Танден воздухом. Задержать на долю секунды и с сильным выдохом из Тандена произвести «Киай», напрягая мышцы живота. В некоторых случаях на одном выдохе выполняют серию (2–4) «Киай».

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

2. Положение пострадавшего — лежа на спине. Реанимирующий становится в стойку Киба-дачи над бедрами лежащего. Корпус в вертикальном положении, руки — ладонями вверх по бокам туловища чуть ниже подмышечных впадин. Вдох и выдох с «Киай» производим так же, как и в № 1, но добавляем выпрямление рук в сторону головы пострадавшего с выбросом Ки и напряжением мышц рук и живота.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

3. Садимся в сейза у ног лежащего пострадавшего лицом к обеим подошвам. Руки как в № 2. Вдыхая, заполняем Танден воздухом и на выдохе издаем звук «Хай». Выпрямляя руки, направляем Ки в центр обеих подошв точку Ю-сэн (R1).

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

4. Садимся в сейза у головы лежащего на спине пострадавшего лицом к макушке его головы. Руки располагаются ладонями вверх по бокам туловища чуть ниже подмышечных впадин. Вдыхая, заполняем Танден и на выдохе издаем звук «Йа>», направляя Ки с помощью рук в точку Хьякуэ.

Библиотека портала. Денис Богуш. КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. Часть 2.

5. Дополнение при необходимости: Агэ-катсу, Кокю-катсу, Кетоцу-катсу, Дзиндзо-катсу, Тандэн-катсу, Кин-катсу.