Страницы раритетных изданий. Учебное пособие В.П. Волкова

Категория: Борьба Самбо Опубликовано 16 Март 2014
Просмотров: 4626
Учебное пособие В.П. Волкова.В.П. Волков. Курс самозащиты без оружия «САМБО». Учебное пособие для школ НКВД. Издание школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР. Москва. 1940 г.
ПРИНЦИПЫ САМБО
При анализе методики применения и преподавания «Самбо» мы останавливаемся на пяти основных принципах, которые являются ведущими при изучении предмета «Самбо».
I. Осмысленность приемов, как основа схватки.
II. Умение переходить с приема на прием.
III. Умение при применении приемов минимально затрачивать силы и
получать необходимый результат, нужный для того или иного жизненно­го случая.
IV. Освоение классификации приемов, как необходимость понимать тактику и технику применения приемов в жизни.
V. Знание анатомо-физиологических основ, как главная основа тех­ники приемов.
 
I. ОСМЫСЛЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА СХВАТКИ
При рукопашной схватке решающим фактором является выдержка, основанная на правильном осмысливании процесса столкновения. Победит тот, кто хитрее и кто тактически лучше подготовлен, кто лучше оснащен приемами и тренирован в направлении переходов от неудавше­гося приема к более удачному.
Умная, расчетливая спортивная злость, крепкая настойчивая тактика боя почти всегда приводят к победе. Изучение противника и окружающей обстановки при «Самбо» должно привести к минимальной затрате вре­мени для победы. При столкновении оба противника находятся в состо­янии повышенного нервного возбуждения. Это состояние не дает возможности правильно контролировать свои мысли и действия. Бывает часто такое состояние, когда повышенное чувство страха парализует на короткое время все тело. Для того, чтобы такое состояние ослабить или совершенно исключить, нужно выработать у самбиста такие качества и навыки, которые бы давали возможность содействовать выполнению пос­тавленных перед ним оперативных задач.
Осмысленность схватки выражается в правильной стратегии и тактике самой схватки. Стратегия имеет своей задачей дать общее направление составленному плану действия, тактика сводится к совокупности при­емов, маскирующих общую стратегическую задачу.
 
II. УМЕНИЕ ПЕРЕХОДИТЬ С ПРИЕМА НА ПРИЕМ
Принцип переходов является ведущим во всей системе «Самбо». Без освоения переходов от одного неудавшегося приема на более выгодный в данной обстановке даже хорошее знание приемов ничего не дает, так как приемы, оторванные друг от друга и не имеющие логического построения, всегда граничат с схоластикой. Изучать приемы ради приемов никому не нужно. Переходы являются неотъемлемой частью почти каждого раздела всей системы. Поэтому без знания переходов невозможно усвоить пред­мет «Самбо».
 
III. УМЕНИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИЕМОВ МИНИМАЛЬНО ЗАТРАЧИВАТЬ СИЛЫ И ПОЛУЧАТЬ НЕОБХОДИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что значит минимально затрачивать свои силы при применении при­ема? Это значит - учитывать, куда направлены силы тяги сопротивляю­щегося или нападающего противника, В схватке мы часто не учитываем, куда тянет обороняющийся захваченную, например, вами руку или ногу, вследствие чего борьба происходит на силу, а не на технику. Технически правильно применять приемы, значит, умело сочетать приобретенный технический навык с ловкостью и природной сметкой. Отсюда вытекают следующие правила:
При захвате руки, головы, ноги и туловища прием направляется в ту сторону, в какую направлена сила сопротивления (с предваритель­ным рывком в противоположную сторону сопротивления).
Нарушение координации движений и распределения сил сопротив­ляющегося приводит его к выводу из равновесия в любом положении.
Из этого следует, что для успеха схватки при минимальной затрате силы необходимо знание двух элементов:
а) техники рывка;
б) знания вывода противника из равновесия и сохранения своего равновесия.
а) Рывком называется резкое, короткое действие, применяемое глав­ным образом в начале проведения приема. В понятие рывка мы вклады­ваем механическое воздействие на ту или иную сопротивляющуюся точку, которая при обыкновенном приложении сил (без рывка) отно­сительно уравновешивает силу напора и силу своего сопротивления. Но как только эту же силу напора применять в более короткое время, т.е. мгновенно, то сейчас же сила напора, прилагаемая раньше без определен­ного прохождения пространства (пути), увеличивает свою работу. Поче­му это так? Мы знаем из физики два положения:
1) произведение массы на ускорение будет называться силой и 2) произведение силы на путь - есть работа. Поэтому, если в том или ином приеме нужно преодолеть большое сопротивление, нужно потратить большую работу. Значит одна из двух величин (сила или путь) должна быть увеличена. Если будет увеличен путь (чтобы не тратить много сил) через увеличение плеча рычага, т.е. придать силе размах, как например, при ударе, то работа будет увеличена и момент силы также будет увеличен, так как моментом силы мы называем произведение силы на плечо рычага.
Рывок может быть и двойным, т.е. последовательно произведенный два раза. Применяя, например, одинарный рывок при приеме «дожим кулака по принципу» на очень сильной руке, не всегда можно добиться желаемого результата. Тогда на помощь приходит двойной рывок, который состоит из последовательных двух одинарных рывков, причем промежуток вре­мени между этими рывками настолько мал, что для постороннего глаза незаметен. Применяющий двойной рывок должен обладать большой рез­костью и быстрой чувствительностью. «Ощущать» мышцами - это большое искусство. Для этого нужна тщательная тренировка в процессе подготовки себя к вольной схватке. Мышечное «ощущение» в сочетании с инстинктивным реагированием на нападение - является основным качеством в технике приемов. Когда в приеме делают рывок, то его оста­новить в желаемый момент очень трудно, а потому он большей частью переходит в проведение самого приема. На учебных занятиях в группе не следует разрешать проводить прием при помощи рывка до конца ввиду его опасности. Необходимо приобрести навык, чтобы рывком преодоле­вать только начальное сопротивление и то только до начала болезненного ощущения, получаемого от взятия на прием, а затем, не останавливая движения, мягко доводить прием до среднего болевого ощущения.
б) Знание вывода противника из равновесия и умение сохранить свое равновесие является большим искусством в «Самбо». Знание данного принципа имеет особенно важное значение при изучении бросков. Уметь бросить противника, а самому остаться на ногах, представляет большую трудность. На самом деле, всякое тело находится в состоянии покоя до тех пор, пока оно не будет выведено какой-либо силой из этого состояния (первый закон Ньютона).
Значит, человеческое тело будет находиться в равновесии до тех пор, пока силы человеческого организма или внешние силы, влияющие на равновесие данного тела, не выведут его из состояния покоя.
Если силы организма (стремление человека не упасть при передви­жении по ковру) будут равны действующим внешним силам (стремление одного партнера бросить другого на ковер), то равновесие сохранится.
Таким образом, человеческому телу при выводе из равновесия нужно сообщить какую-то внешнюю силу, которая привела бы его (тело) в колебательное движение. Это колебание будет проходить около какой-то мысленно проведенной нами оси всего человеческого тела. Движение человеческого тела можно представить по пяти основным осям. Вращение тела вокруг каждой оси дает дополнительные движения, поэтому мы при движении и вращении человеческого тела имеем десять возможных направления. В связи с этим, по мере увеличения колебания и смещения центра тяжести, человеческое тело принимает то или иное положение. Чтобы тело сохранило свое равновесие, нужно добиться тако­го положения, при котором силы, применяемые на перемещение и вращение, идущие извне, равнялись силам сопротивления, идущим от сопротивляющегося. Поэтому вывод из равновесия человеческого тела зависит:
1) От угла колебания (амплитуды), т.е. от величины смещения и сте­пени вращения центра тяжести человеческого тела по основным осям движения.
2) От степени напряженности человеческого тела, т.е. чем тело больше напряжено в торсе, тем легче его колебать, значит, увеличивается угол амплитуды, отсюда нарушается равновесие.
3) От высоты, т.е. от роста, чем выше рост, чем выше находится цент
тяжести от точки опоры (ноги), тем меньше устойчиво человеческое тело.
От размера площади опоры ног. Если ноги стоят узко, а корпус высок, если площадь опоры по отношению к центру тяжести не про­порциональна, т. е. площадь опоры не соответствует высоте нахождения центра тяжести, то устойчивость нарушена, и тело легко выводится из равновесия.
 
IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ
Буржуазные специалисты в процессе преподавания самозащиты при­держиваются изучения определенных приемов, разработанных на всякий жизненный случай, исходя из теории «готовых рецептов».
Такая механистическая теория на практике себя не оправдала, так как невозможно в момент нервного, напряженного состояния схватки с про­тивником помнить десятки и сотни «рецептов» для того или иного положе­ния. Человек в момент схватки в одну секунду может изменить несколько раз свое положение. Ясно, что теория готовых рецептов неприемлема. К тому же, приемов существует более 3000 и такое количество заучить и запомнить невозможно.
В целях упрощения изучения приемов В. А. Спиридонов составил их классификацию, разделив все существующие приемы на 7 основных групп:
1. Дожимы, т.е. движение в суставе, идущее дальше направления есте­ственного сгибания.
2. Рычаги - движение в суставе, идущее против естественного сгибания. Рычаги делятся на две подгруппы:
а) рычаги вниз,
б) рычаги вверх.
3. Удары - мгновенное действие силы (ногой, рукой, головой, ту­ловищем) на ту или иную часть человеческого тела. Удары делятся на две подгруппы:
а) боксерские и
б) «джиу-джитцные».
4. Выверты - движение конечностей, шеи или туловища вокруг их продольных осей.
5. Выводы из равновесия - искусственное перемещение центра тяжести тела в целях приведения тела в лежачее положение.
6. Сжатие и нажатие:
а) сжатием называется прием в борьбе, выражающийся в воздействии на ту или иную часть тела силы с двух или нескольких сторон;
б) нажатием называется воздействие силы на одну точку той или иной части тела.
7. Группа комбинированного приема. Зачастую мы видим приемы, которые по своей технике проделывания представляют не один, а два или три движения, аналогичные тем движениям, которые имеются в выше­ описанных группах. Вот такие приемы (например - узел), которые име­ют несколько органически и логически связанных между собою приемов из других групп, - будут называться комбинированными.
 
V. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Знать систему движения суставов, расположение мышц и чувстви­тельные точки человеческого тела, значит глубоко понимать сущность «Самбо». Если вы научились во время схватки ощущать, когда лучше подается рука, нога или другая часть человеческого тела, то, изучив лишь основные принципы приемов, можете свободно изобретать, составлять новые приемы, новые их комбинации.
Когда идет схватка, то обучающиеся не всегда помнят приемы, изучен­ные ими ранее, они помнят только принципы изучаемых приемов, основ­ные оси движения в суставе, слабые и сильные мышцы и топографию нервной системы. Все это им дает возможность добиться победы скорее, чем человеку, не знающему этих основных принципов.

***

КОГДА И КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ САМБО
Применение оружия при выполнении оперативных заданий является крайней мерой. «Самбо» же, заменяя собой часто оружие (в тех случаях, когда последнее по тем или иным соображениям нельзя применить), является прекрасным средством подчинения противника своей воле. Воз­можность применения приемов «Самбо» всегда зависит от характера стол­кновений. При этом, в результате применения «Самбо», могут быть различные последствия как малозначительные, так и серьезные, однако, они не могут причинить такого вредного результата, какой дает приме­нение огнестрельного или холодного оружия.
На практике приемы «Самбо» применяются обычно в 4-х случаях (Классификация Спиридонова В. А.)
1. Когда по заданию оперативной работы применение огнестрельного и
холодного оружия воспрещено.
2. Когда можно применить огнестрельное и холодное оружие, но создавшаяся обстановка не дает возможности его использовать.
3. Когда незначительность преступления не позволяет применить оружие для предупреждения побега преступника или его невооруженного сопротивления.
4. При неожиданных нападениях, если нет других средств защиты. Разберем каждый из этих случаев в отдельности:
1. Когда по заданию оперативной работы применение огнестрельного и холодного оружия воспрещено
В этих случаях применение приемов «Самбо» более ответственно и требует большой выдержки, так как сознание невозможности воспользо­ваться в критический момент оружием создает определенную повышен­ную нервозность, которая может нарушить общий ход рукопашной схватки.
2. Когда можно применить холодное или огнестрельное оружие, но создавшаяся обстановка не дает возможности его использовать
Иногда создается обстановка, разрешающая применять то или иное оружие для изоляции намеченного объекта, но окружающая среда (толпа, уличное движение) не дает использовать эту возможность во избежание нежелательных последствий. В таких случаях нужно применять «Самбо». На основе наружного наблюдения было установлено, что одно лицо хочет произвести террористический акт. О данном лице сведения были точны и его фотография известна, но он тщательно скрывался от наблюдений нашей разведки. В один из дней наш разведчик случайно натолкнулся на него в районе одной из многолюдных улиц города Москвы. По инструкции разведчик имел право применять огнестрельное и холодное оружие, но он этого не смог сделать, так как улица была наполнена публикой и движу­щимся транспортом. Тогда разведчик решил его задержать при помощи приемов «Самбо». Быстро разработав план действия, разведчик неожи­данно, применив прием «загиб руки за спину толчком» задержал и отпра­вил его в милицию. Разведчик имел указание и возможность применять оружие, но создавшиеся условия не позволили этого сделать и направили его мысль в сторону применения приемов «Самбо».
3. Когда за незначительностью преступления не следует применять оружие при побеге и невооруженном сопротивлении противника.
Бывают такие эпизоды, где применение оружия противопоказано, а сотрудник или от страха или перестрахуя себя от разных «неожиданно­стей», применяет его в полной силе. Например, вор вытащил у одной гражданки из кармана деньги. Его задержал милиционер и повел в отде­ление милиции. Но по дороге вор, улучив момент, когда было мало наро­да, побежал. Милиционер, догоняя его, выхватил из кобуры револьвер и приказал убегающему остановиться, тот не послушался и за это получил пулю в спину. В результате последовала смерть нарушителя. Такие дей­ствия квалифицируются по Уголовному Кодексу, как убийство, потому что случай был настолько незначительным с точки зрения преступления, что применение оружия было нецелесообразным. Ошибка милиционера была в том еще, что он при задержании не разработал плана конвоирования вора до отделения милиции. В этом плане он должен был предусмот­реть возможность побега задержанного и сделать такой захват руками, который в момент побега дал бы возможность перейти с него на прием.
4. При неожиданных нападениях, если нет других средств защиты.
Этот случай применения «Самбо» наиболее распространенный, по­этому требует особо тщательного анализа при изучении и применении «Самбо».
Наш разведчик, стоя ночью на посту, наблюдал за отдельными иду­щими прохожими, среди которых искал известное ему разыскиваемое органами НКВД лицо. Неожиданно к нему подошел неизвестный ему гражданин и спросил: «где находится на этой улице д. №1». Разведчик, машинально повернувшись в сторону, где находился разыскиваемый гражданином дом, указал рукою на него. При повороте в сторону раз­ведчик получил сильный удар в челюсть. Не растерявшись, разведчик перешел в атаку, но неожиданно увидел в руке неизвестного гражданина вынутый им финский нож. Быстро применив прием рычага, наш раз­ведчик обезоружил преступника и отвел его в отделение милиции. В данном случае разведчик, хотя и имел оружие, но при внезапном напа­дении не мог его использовать, и поэтому применил приемы «Самбо».

***

ЧТО ТАКОЕ ТАКТИКА В САМБО
Под тактикой в «Самбо» понимается совокупность различных при­емов, направленных к тому, чтобы удачно выходить из затруднений и обращать любое создавшееся в схватке положение в свою пользу.
Понятно, что спортивная схватка отличается от жизненного столк­новения. Нужно построить тренировку таким образом, чтобы тактика спортивной схватки максимально приближалась к тактике жизненного столкновения. Если при спортивной схватке тактические уловки и хит­рости не должны нарушать спортивной этики и установленных правил, то в жизненной схватке все средства, ведущие к победе, являются целесообразными и применимыми. Некоторые неправильно смешивают поня­тия тактики и стратегии. На самом же деле это два совершенно разных понятия. Тактика дает возможность найти правильный выход из поло­жений, возникающих в процессе схватки, стратегия же представляет собою план схватки, построенный с учетом данных как своих, так и противника. Представим себе, что противник после неудачной попытки сделать боковую подножку, попытается повторить ее, и он наткнется на ловушку. (Ибо дважды, трижды подряд повторять один и то же прием не рекомендуется). Зная это, противник может сделать этот же прием, но уже не с намерением вас победить этим приемом, а обмануть. Если вы не разгадаете замысла противника, то можете сделаться его жертвой.
Другой пример: если вы противнику дали понять, что плохо стоите на ногах, то несколько попыток противника вас бросить на землю приведут к простому сваливанию, но броска, как такового, еще нет; продолжая этот прием, вы усыпите бдительность противника, тогда он смело и открыто пойдет на вас, желая одним приемом форсировать схватку, бросив вас на землю (или ковер).
Стратегия и тактика всегда базируется на ранее нами описанном «подходе» и «решении» и на активном или пассивном применении при­емов «Самбо». Тактика слагается в основном из следующих отдельных элементов:
а) Обманы.
Существует два способа эффективного применения приемов: или после ложной атаки, «раскрывающей» противника для проведения настоящей атаки, или же путем провокации атаки противника и проведение контр­приема.
Главное искусство в «Самбо» заключается в умении раскрыть* про­тивника одним из этих способов.
Прежде всего, остановимся на обманах. В «Самбо» обманы являются частью тактики.
Обманы заключаются в движениях, вводящих противника в заблуж­дение. Наиболее частый обман - симуляция приема, применяется с целью заставить противника изменить стойку или прием» невыгодными в данное время для вас.
Обман - сложное и трудное искусство. Обманы приводят зачастую в полную растерянность противника и настолько утомляют, что он оказы­вается побежденным задолго до начала настоящей схватки. Трудно дать какие-либо теоретические указания относительно обманов. Они принад­лежат к области инстинктивных, подсознательных движений (рефлексы) и зависят целиком от обстановки схватки. Для обмана не обязательно проводить целиком ложный прием; достаточно одним рывком и ложными взмахами ног, показывающими на подножку, вызвать у быстро работаю­щего ответную реакцию в форме движения, нарушающего его защиту и устойчивость.
Обманы достигают своей цели как в начале схватки, когда еще про­тивник свеж, так и особенно в конце схватки, когда противник находится в состоянии сильного утомления. Часто обучающийся в этих случаях пренебрегает обманами и вместо того, чтобы, сделав обман, добиться открытия и провести решающий прием, бросается на противника и стара­ется провести серию приемов, не достигающих цели. Эти бесцельные приемы выматывают уже не противника, а его, и результат схватки иногда бывает для такого «ярого» самбиста плачевным.
Только удачный обман является хорошим средством быстро покончить схватку, и пренебрегать им - это значит не понимать основ тактики «Самбо».
б) Вызов противника на прием.
Искусство вызова противника на прием играет еще большую роль в «Самбо», чем обманы, так как оно дает возможность проделывать мол­ниеносные ответные приемы. Это искусство заключается в ложном раск­рытии позиции.
Уклонившись от приема противника, самбист проводит ответный при­ем. Отдавая должное прямой атаке, нужно все же сказать, что высшая ступень искусства в «Самбо» заключается именно в умении вызвать про­тивника на прием и ответить контрприемом. В «Самбо» нельзя сделать прием, не раскрывшись для встречного приема. Поэтому тот, кто первый атакует, первый и раскрывается. Выгоднее, в большинстве случаев, за­ставить противника начинать атаку, чем делать это самому. В силу этих соображений самбист хорошего класса будет стараться заставлять своего противника как можно чаще начинать схватку. Умение вызвать против­ника на атаку особенно ценно при встрече с самбистом, часто применя­ющим определенный, излюбленный прием. Ложно взявши защиту от данного приема, самбист выгодно для себя использует прием противника.
Самбист, обладающий одним или двумя излюбленными приемами, ни­когда не удержится от попытки провести их при удобном случае. Поэтому опытный противник в любой момент может их вызвать и ответить контр­приемом. Прием, посредством которого самбист вызывает противника на прием, слагается из следующих элементов: обман, атака и ложное раск­рытие для проведения противником какого-нибудь приема. Иногда уда­ется вызвать противника простым выставлением ноги вперед, как бы для подножки или отхвата. Однако, опытный самбист не даст так просто обмануть себя.
При умении можно вызвать противника на любой прием. Приведем несколько примеров.
Предположим, что один самбист очень хорошо работает бедровыми бросками слева. Достаточно встать таким образом, чтобы левая нога про­тивника оказалась впереди у носка вашей левой ноги, как он не замедлит применить бедро. Защита весьма легкая: опустить левую кисть вниз на левое бедро противника, и последнему прием не удается. Вместе с тем, по ходу движения тела противника можно его бросать назад при помощи приема - задней подножкой, через левую ногу обратно назад влево.
Другой пример. Если вы знаете, что любимый прием вашего про­тивника - перебрасывание через себя с упором ноги в пах, то достаточно в процессе схватки согнуться и сделать небольшой напор вперед, как не замедлите вызвать со стороны противника данный прием. Защита от него - уйти в сторону или сесть, захватив его за ногу и бросив его на землю, сделать прием на ноге.
в) Окончательное изучение противника.
Обманы и вызовы на прием помогают изучить противника и обна­ружить сильные и слабые стороны перед тем, как начать серьезную схват­ку. Поэтому для изучения особенностей противника и во избежание каких-либо неожиданностей приходится уделять первые минуты так на­зываемой разведке.
Существует только одно исключение из этого правила - это когда самбист, обладающий большой силой и напором, встречается с техничес­ки подготовленным, но нервным и малоактивным противником. В этом случае самбист должен с первых минут начать самую энергичную атаку, стремясь добиться решительного результата раньше, чем противник су­меет примениться к его стилю схватки. Однако, такая атака не может продолжаться долго, если самбист на первой же минуте не поймал другого на прием. В противном случае ведущий такую тактику выбьется из сил или получит ответный прием от изучившего его противника. Поэтому обычно тактика самбиста сводится на первых минутах к изучению про­тивника. Перед тем, как начать спортивную схватку, самбист должен найти свою дистанцию, в которой он лучше, чем в других, себя чувствует. Затем путем обмана, вызвав противника на прием, узнать его излюблен­ные приемы и способу защиты и в особенности обнаружить его основные недостатки.
Предположим, что технически подготовленный самбист встречается с посредственным противником, которого он никогда не видел в схватке и ничего не слыхал о нем. С начала схватки самбист начинает обманывать его ложными приемами. Сначала он пробует, захватив за шею, подтянуть его к себе на бедро, затем, отпустив, он пытается провести боковую подсечку с разворотом в какую-нибудь сторону. И после каждого раза наблюдает что будет делать противник. Делаясь все более и более уверен­ным в себе, самбист сознательно раскрывается с тем, чтобы вызвать про­тивника на излюбленный прием и узнать, чего ему следует опасаться. Проделывая все эти «предварительные» действия, самбист без большого напряжения обнаруживает слабые места и недостатки противника. Та­ким образом, несмотря на то, что самбист еще не провел ни одного насто­ящего приема в полную силу, он успел хорошо узнать своего противника, изучив его любимые приемы, его способы защиты, его ошибки.
г) Сохранение собственных сил и выматывание противника.
Запас энергии самбиста, его способности к интенсивной схватке играют часто решающую роль. Поэтому нужно стараться экономить силы. Обла­дая таким умением, опытные самбисты часто одерживают победу над более сильным, но менее опытным противником. Лучший способ эко­номить свои силы заключается в том, чтобы вызвать противника на беспрерывные атаки, а самому отвечать приемами тогда, когда есть уверенность, что они достигнут цели. Не меньшую роль играет выбор защиты, уходы, задержки. Нужно стараться держать себя спокойно и не напрягать бесцельно руки.
С другой стороны, нужно использовать промахи ног после попытки противника сделать подножку. Усилия, которые должен затратить про­тивник, чтобы удержаться на ногах, после таких промахов, требуют поря­дочного напряжения. Особенно, если самбист, уклонившись от подножки, не дает противнику быстро принять исходное положение, а старается поймать на ответный прием. Это, конечно, учитывает противник и при неудачах это действует психически угнетающе.
Мало утомить противника. Надо своевременно обнаружить это утом­ление. Умение обнаружить усталость противника, несмотря на кажу­щуюся его свежесть, нередко давало самбисту победу. Все зависит от опытности, которая приобретается в тренировке и частых соревнованиях.
д) Искусство скрывать собственное утомление и имитация этого утомления.
Известное значение в тактике «Самбо» имеет искусство скрывать соб­ственное утомление и имитировать собственную усталость.
Если самбист почувствовал усталость, то он не должен показывать вида, иначе это сильно ободряюще действует на противника. Однако, одного показа хорошего вида еще не всегда достаточно, надо быстро ухо­дить от противника. В случае, если противнику удается вас сбить в «пар­тер», старайтесь этим воспользоваться для отдыха.
В «Самбо» попадаются моменты, выгодные для симуляции усталости. Это - старый трюк, часто применяющийся в других видах боевого спорта.
Самбист, считая, что его противник «кончился» и наступает решитель­ный момент, пренебрегает своей защитой и лобовой атакой хочет покон­чить с ним, но встречает жестокий отпор со стороны мнимо уставшего противника. Однако симуляция усталости требует большой хитрости и ловкости и, кроме того, знания на такой случай серии приемов.
Результат схватки зависит всегда от хорошо продуманного подхода. Некоторые думают, что достаточно себя оснастить приемами, немного повозиться, и самбист приготовлен. Это грубая ошибка, за которую можно жестоко поплатиться в момент столкновения.
Технически решать поставленную задачу можно только в сочетании с хорошо развитым мышлением, технической оснащенностью и маневрен­ностью. Особое место в тактике «Самбо» это - тщательная маскировка задуманного плана.
Какую выберет тактику самбист - это все зависит от характера и природных способностей самого самбиста.
Тактика в «Самбо» может быть трех типов:
1. Позиционная.
2. Агрессивная.
3. Смешанная.
1. Позиционная тактика - есть такой метод ведения схватки, при котором последняя строится не на «активном» применении приемов, а на «пассивном». Быть все время в обороне, иногда для маскировки делать нападения - такой тип позиционного самбиста.
Однако, самбист, проводящий позиционную тактику, очень редко вы­игрывает, потому что при позиционной тактике противник, угадывая план схватки, сознательно повторяет нападение, доводя противника до усталости.
2. Агрессивная тактика - метод ведения схватки, основанный на «активном» применении приемов. При таком методе схватки быстро можно выдохнуться и потерять много сил, а при быстром нападении, в случае встречи с противником, ведущим позиционную тактику, - получить ответный прием. Несмотря на это, надо признать, что агрессивная так­тика значительно лучше позиционной, так как в руках самбиста с аг­рессивной тактикой находится инициатива схватки.
3. Смешанная тактика.
Самой правильной тактикой надо признать смешанную. Она представ­ляет собою комбинацию двух предыдущих видов тактики, построенную на маневренности.
Маневренность, значит с позиционной тактики переходить на агрес­сивную и наоборот.
При такой тактике от самбиста требуется большая тренировка природ­ных способностей, богатая оснащенность приемами и абсолютное умение работать приемами «по принципу».
Ставка на внезапность и на неожиданность - есть основной закон смешанной тактики.
 
(*) Раскрытием называется такое положение, которое дает возможность с уверенностью
применить задуманный прием.