Диалектика современного КОБУ-ДО

Категория: Другие системы Опубликовано 18 Март 2014
Просмотров: 2147
Диалектика современного КОБУ-ДО «Бу-дзюцу - это комплекс воинских искусств феодальной Японии. Он включает в себя 18 основных направлений, кодифицированных в 12 веке (среди которых важнейшими считались искусство меча, копья, лука и стрелы, верховой езды), а также боевые искусства, созданные среди крестьян (владение шестом и ножом), полицейские искусства (связывание, работа с цепью, с кистенём)» (Дрейгер, Дон, 1998).
С периода победы буржуазной революции Мейдзи, произошедшей в 1868 году и сменой идеологии правящего аппарата в истории традиционных японских воинских искусств, как и во всей стране наступил период перемен, и они стали называться - новые боевые искусства. В настоящее время в независимости друг от друга развиваются два основных идеологических и направления: бу-дзютсу и бу-до.
Чтобы лучше понять общность и различие этих систем, представляющих огромный пласт мира единоборств, полезно рассмотреть и проанализировать каждую из них в отдельности. Занятия классическими видами бу-дзюцу направлены на подготовку воинов с целью ведения боевых действий и уничтожения противников на полях сражений. Занятия бу-до пропагандируют жизнеутверждающий спорт и порицают возможность проведения поединков со смертельным исходом.
Присущий сторонникам бо-дзюцу суровый воинский дух, направленный на разрушение чужой жизни, морально неприемлем для последователей современных систем бу-до, вследствие специфики своей деятельности. Им приходится участвовать лишь в организации и проведении спортивных турниров, на которых происходит лишь моделирование условий реальной рукопашной схватки и поединки происходят по заранее оговорённым правилам. В реальном бою правил нет. Поэтому при подготовке спецназа задачей инструкторов является помочь научится бойцам суметь преодолеть мысли о жизни и смерти, побеждать любыми средствами, с использованием любых приёмов. Цель занятий бу-до носит оздоровительный характер. Он тесно связан с карьерным ростом, в основе которого лежит физическое совершенствование, приобретённое в результате многолетней практики боевых искусств, цель которого - утверждение себя в системе жизни современного гражданского общества. Основной задачей занимающихся современными видами бу-дзюцу является совершенствование официально одобренных методов ведения рукопашного боя для тех, кого правительство уполномочило вести борьбу с нарушителями общественного порядка. При обучении, к примеру, полицейских присутствует концепция боевой нравственности, которая носит оборонительный характер для непосредственного приспособления к гражданской жизни. Происходит переориентация сознания обучающихся, действия которых направляют не на безнаказанное санкционированное убийство врага, на сдерживание его атакующих действий, по возможности не лишая жизни.
Традиционно изучение многих видов восточных боевых искусств проходило параллельно с изучением не только техники, но и с освоением духовных дисциплин. На рубеже 12-20 столетий, когда владение холодным оружием потеряло своё основное значение, а вместе с этим пропала надобность в изучении приёмов самозащиты против него, на смену им в Японии стал зарождаться спорт. «Современные единоборства стали связаны с классическими больше технической стороной, нежели духовной» пишет (Дрегер Дон ,2001).
Наверное, он не совсем прав. Новое не могло возникнуть ниоткуда, так как изменения, которые происходили в мире боевых искусств, послужили хорошей надстройкой над мощной базой, заложенной многими поколениями мастеров за длительный период ведения феодальных войн.
«Внутренняя природа классического бу-дзюцу покоиться на трёх китах: бой, дисциплина нравственность, а внутренняя природа современного бу-до такова: нравственность, дисциплина, этическая форма» (Дрегер Дон, 2001). Несмотря на все изменения, проходившие на Японских островах после свержения сёгуната, появление новых духовных ценностей, идеалов и образа жизни, реформирование не сумело подавить у большей части населения тяги к славному прошлому своей страны. И не последнюю роль в этом сыграли представители традиционных школ боевых искусств. Это позволило лучшим представителям японского народа перенести старые, добрые традиции в то, что потом стали называть- новое будо.
Возникает вопрос - что всё-таки изменилось? В школах соблюдался тот же ритуал, носилась та же одежда, выдавались те же ученические и мастерские сертификаты, и это было не слепым подражанием былым традициям, а данью уважения к наследию предков. А изменилось окончание в названии многих единоборств, вместо иероглифа дзюцу (техника) стали писать иероглиф до (путь).
Естественно, что под этим подразумевается не дорога в физическом понимании этого слова, а некий путь духовно-этического развития в процессе посещений занятий боевыми искусствами.
«Постижение этого пути более длительный процесс нежели обучение техники, хотя без неё тоже обойтись нельзя. Безусловно она появилась раньше и предшествовала развитию филосовско-этической системе боевых искусств. Поэтому можно сказать, что «дзюцу» послужило фундаментом для «До» (Ларин А., 2000). «До - становится
путём, которого должны придерживаться все последователи данной дисциплины, и это
придаёт современным бу-до не естественный характер» (Дрегер Дон, 2001). Почему же не естественный?
Для многих, кто профессионально посвятил себя изучению восточных единоборств спорт
и философия сливаются воедино и переходят в образ жизни. Кто-то получает специальное
образование и становится тренером, кто-то использует свои знания на службе в армии или полиции.
«Тщательный подбор техник послужил основой для формирования современных бу-дзюцу
и позволил им по духу приблизиться к своим классическим истокам, сделал современные формы не пригодными для использования в рукопашных схватках при решении сугубо гражданских дел» (Дрегер Дон , 2001). Можно привести множество примеров участия спортсменов в различного рода военных конфликтах и случаев задержания ими опасных преступников. Кого-то приходилось убивать, а кого-то брать живым. Разве можно говорить, что дух этих людей был слаб, наверное, нет, его сила проявлялась в зависимости от ситуаций.
Нет ничего не возвышенного в том, «Что поле боя используемое в классическом бу-дзюцу
в качестве некой площадки для проведения смертельных поединков превращается в современном бу-до в некоего рода подмостки для показательных боёв и спортивных соревнований» (Дрегер Дон, 2001)». А ведь именно они закаляют дух волю и тело, морально подготавливают бойцов, чтобы они не дрогнули в экстремальной ситуации.
Недаром практически все спецназы мира стараются формировать из бывших или действующих спортсменов. И уже наоборот спортивная техника становится основой для боевой, потому что порой между «до» и « дзюцу» труднее поставить знаки различия, чем между ситуациями.
Следовательно, на каком-то этапе они могут слиться воедино и не смогут существовать друг без друга, как ствол и корни. Некоторые видят ствол, но не видят корни, и не понимают, что чем шире корни, тем мощнее и выше ствол. Так происходит и с боевыми искусствами, многие могут наблюдать за технической частью, но не все могут видеть внутренний мир бойцов. Ведь благодаря сильной воли, закалённой многолетними тренировками и участием на различного рода турниров, а также сильному духу, сформировавшемуся во время боевых действий, многие сумели достичь поразительных успехов в своей области.
Кто-то получить много спортивных наград, кто-то боевых орденов, а кто-то побеждать взглядом или жестом, не вступая в бой. «Восточные боевые искусства стоят, как известно, не на пустом месте, а теснейшим образом связаны с соответствующей философией и соответствующей религией. Эти последние оказали существенное влияние не только на образ мышления человека, его жизненный уклад, но и на боевые искусства» (Комлев А.Р., 2001). Некоторые путают процесс ритуала, существующий в школах боевых искусств, с проявлением сильного религиозного влияния. Эта точка зрения не совсем верна, так
как между религией и филосовско-этической частью боевых искусств нет жёсткой связи. Некоторые ритуалы, которые выполняются в отдельных школах боевых искусств, имеют сходство с буддийскими и синтоистскими, но отличаются от них внутренним содержанием. В большей части они относятся не к религиозной, а к этической стороне дела и отражают взаимоотношения внутри школы между: учениками, учениками и учителем и делом, которому они себя посветили. Большинство иерархов восточных единоборств в независимости от направлений их школ стремятся аккумулировать в своих учениках понятие о нравственности и привить им этические чувства, но само это стремление вытекает из даосских и конфуцианских представлений нежели буддийских.
«Даосские и конфуцианские направления, сливаясь друг с другом, образуют сложный философский сплав, который трудно разделить. Самовоспитание посредством жёсткой дисциплины является «сиятельной добродетельностью» и считается абсолютной истиной того, что собственное самосовершенствование не постижимо без самосовершенствования окружающих». (Дон Дрегер ,2001). Как можно понять, гармоничное воспитание бойцов и воинов базировалось на трёх составляющих, это: дух, воля и техника. У воспитанника может быть сильная воля, но слабый дух, он может выполнить большую работу, но в решающий момент всё проиграть. У него может быть сильный дух, но страдать волевые качества, но он может собраться и победить. У него может быть слабая техника, но сильные дух и воля, и он тоже может собраться и победить. В Японии одним из таких видов единоборств, в котором воспитывались одновременно все качества, считалось боевое фехтование, так как ошибка в бою могла стоить жизни. Со временем оно перешло в Кен-до спортивное, фехтование на палках и стало одной из наиболее уважаемых дисциплин в бу-до. Патриархи этого единоборства никогда не рассматривали кен-до просто, как спорт, а всегда придерживались традиций и относились к нему, как к боевому искусству, имеющему философско-этические корни. По их мнению, цель занятий кен- до заключается не только в том, чтобы в совершенстве освоить технику фехтования, но и в том, чтобы превратить меч из основного оружия убийства в инструмент для тренировки ума и тела. Исторически так сложилось, что дух и воля простых людей оказались сильнее самурайского меча. «В 17 веке Японские правительственные войска захватили остров Окинаву и местному населению запретили использовать для обороны такие виды оружия, как мечи, ножи, копья. Это обстоятельство послужило толком для бурного развития на острове таких боевых искусств как: каратэ и кобу-до » (Демура Фумио, 2000)

Из книг: (Ларина Антона, 2000; Ямашито Тодащи, 2003; Комлева А П , 2001; Патрик Мартина и Патрик Юрико, 2001) можно почерпнуть сведения о кобу-до, которая включает в себя искусство защиты с помощью сельскохозяйственных орудий крестьян Окинавы: нунчаку - деревянного цепа, тонфы - рычага от жернова, сайя- трезубца для посадки риса, бо - деревянного шеста, используемого как коромысло. «Однако в рукопашных схватках и вооружённых атаках главными инструментами ведения боя являются руки, ноги и оружие, следовательно способность превзойти противника на поле боя зависит от уровня индивидуального мастерства и скорости выполнения приёмов. Так не они ли должны стать приоритетом в изучении боевых искусств» (Король Жунг Жо 2000).
«В фехтовальных системах Востока все виды противоречий сводятся к одному - самому фехтовальщику. Оружие само по себе не могло являться ни средством защиты, не нападения. Только техника владения им и собой могли иметь ключевое значение. А адепт боевых искусств должен был суметь решать проблемы собственным мастерством - в независимости от вида оружия» Пучков С. Г. (1990).
В качестве примера можно привести книгу (Семеро Антонио, 2000) Жерак Арнис в, которой он повествует о филиппинской боевой системе фехтования двумя палками средней длинны. Это деревянное оружие филиппинцы сумели противопоставить шпагам и кинжалам испанских солдат, закованных в латы. По тем же законам происходило формирование различных фехтовальных систем, методы тренировки и отбор предметов, которые можно было использовать как оружие. Случаи, когда предметы быта используются как оружие, свойственны не только народам Востока. Из истории мы знаем, что вооружение крестьянских армий топорами, вилами, косами, цепами в период проведения военных действий сталось естественным фактором. Гуситские войны, восстания крестьян Украины, России и.т. д.
Даже вооружение внешне похоже: вилы- сайи; косы - кама; цеп - нунчаку, бо - дубина, шест. «Наиболее популярными в те времена в народных массах были: шесты, дубины. Искусство йоменрии в активной форме практиковалась в Англии до конца 19 века, причём были созданы специальные общества йоменри, которые объединяли любителей шеста» (Мишинёв С.В., 2004).
Что на Востоке, что на Западе представители так называемого благородного сословия
имели право носить мечи, а иногда и пробовать их остроту, шутки ради или просто так, на тех, кто их кормил и одевал. Естественно, это порождало протест. В Европе, как и на Окинаве, вначале стали появляться вышедшие из народа странствующие мастера боевых искусств, которые первыми стали обучать приёмам ведения боя с оружием и без него городское ополчение. «В 1380 году их стали называть поединщиками. К тому времени фехтовальщики создали свои союзы по типу ремесленных цехов. Союзы сформировали свою цеховую организацию, со своими сословными правилами, мастерами, подмастерьями, ритуалами.
Одним из высших статусов в этих союзах было звание шихммейстера - учителя защиты, а чуть позже фехтмейстера - учителя фехтования» (Мишинёв С.В., 2004).
В опубликованных издательством «Фаир-Пресс» в 2005 году записках Ощепкова B.C. можно прочитать следующее. «В 1674 году в Амстердаме была издана книга по рукопашному бою Николая Петера, в которой автор излагал главным образом приёмы самозащиты и нападения во время боя невооружённых и не вооружённого против вооружённого. Описанные в книге приёмы были абсолютно схожи с теми приёмами, которые культивировались в Японии в эпоху феодализма и особенно в период феодалов Тотугава». В Англии начиная с 17 века существовало три различных вида борьбы, получивших своё название от областей, в которых
их культивировали: Вестморлендская, Кумберлендская, Девонширская. Впоследствии в
Америке они слились в одну систему, названную кетч-эс-кетч-Кен, а стиль борьбы корнешхью, зародившийся в графстве Корнуэлс, превратился в вольно-американскую борьбу.
Приблизительно в тоже время Дзигаро Кано пытается культивировать в Америке и Европе свою спортивную борьбу Дзю-до. Ознобишин Н пишет «Англия создала бокс более 300 лет назад . В это время он более приближался к искусству рукопашного боя, чем теперь. Старый бой на голых кулаках, в котором допускались все приёмы борьбы, изобилующие подножками и захватами, пожалуй, до известной степени подготавливает к рукопашному бою».
Среди французского народа пользовались успехом два вида единоборств. Это - французская борьба, истоки которой уходят к Греко-римской и сават - борьба французских бандитов похожая по своей биомеханике на современное контактное каратэ и кикбоксинг. В одной из своих книг, посвященной практике французского бокса (Анатолий Тарас, 1997) перечисляет имена мастеров и авторов книг 18 века: Делок, Жозеф Шарлемен, Леклер.Люсьен Альё и приводит цитату из одной французской газеты про отца французского савата Шарля Лекура: «Господин Лекур превратил в искусство это злодейское фехтование, этот бокс воровских притонов. В этом искусстве нет ночных сюрпризов, можно забыть его дубинки, кастеты, карманные пистолеты».
В книге «Искусство фехтования» (Валенский А., 2006) автор пишет: «Зарождению спортивного фехтования способствовало три новшества, связанных с практикой тренировочных боёв: появление лёгкой рапиры, создание специальной амуниции и создание правил.
К концу 18 века в разных странах Европы стали складываться общемировые школы спортивного фехтования, главными среди которых были итальянская и французская». Приблизительно в это же время в Японии развернулось движение за возрождение бу-до, которое с 1895 года возглавила Ассоциация воинской добродетели Бутокукай. С1898 года в качестве факультативных предметов в программу средней школы были введены Кен-до (фехтование мечом) и дзюдзюцу», - пишут в журнале «додзё» за 2001 год №6 Косоротое С. и Горбылёв А. Хотя бы по этим факторам можно судить о наличии сходства в диалектике боевых искусств Запада и Востока.
Когда мы начинаем анализировать события и изменения, которые за этим следуют, можно заметить, что мир боевых искусств не является исключением, а даже наоборот, стоит и развивается на острие социальных событий. Часто было так, приходит к власти другой правящий аппарат, меняется политическое направление в государстве, происходит толчок или замедление в развитии того или иного вида единоборств.

 В настоящее время в нашей стране, да и во всём цивилизованном мире с новой силой разгорается интерес к историческому фехтованию. На кафедре физического воспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана была создана новая учебная группа, в которой студенты осваивают на основе кобу-до, иай-до и Кендо различные способы владения историческим оружием. Для удобства общения и составления индивидуальных планов была разработана своя систематика, классификация и терминология, с которыми можно ознакомиться. В процессе работы были проанализированы книги (Аркадьева 1953,1995; Андреевского В.А, Сайчука Л.В., Цуцыкивера Э.М. 1964; Тышлера Д., 1995; Кондратьева В. 2004; Тараторина В.,1998; Тараса А.; 1999; Мастера Чой 2005; Момота В. ,1997).
Ближе всего по по систематике к упомянутой выше работе оказались труды классиков по спортивному фехтованию, с их помощью легче всего составлять рабочие конспекты. Работы Кондратьева В. и Тараторина В. хорошо изложены и проиллюстрированы, но терминология не совсем подходит для вузовского объяснения. Тарас Анатолий приводит в своей работе компиляции книг Коха Н.Э. (1948). Сценическое фехтование. И Морозова Г. (1970) Сценический бой. В книгах приведена хорошая и понятная для русского уха терминология техники передвижений, но не подходящая для тренировок деревянным мечем.
Мастер Чой и Момот В. всю технику излагают по-японски и предлагают патриархальные методы обучения не совсем вписывающиеся в упомянутую систему современного спортивного обучения.
Для начала рассмотрим, как можно классифицировать работы с деревянным макетом меча пояпонски - бокеном. Сам бокен состоит из: рукояти, дистальной части - или кончика, находящегося на максимальном удалении от рукояти и рабочей поверхности, которой наносятся и парируются удары.
Технику работы бокеном можно разделить на два раздела: фехтование и обезоруживание.
Технику фехтования бокеном можно разделить на три подраздела: нападения, защиты и передвижения.
Подраздел нападения можно поделить на три класса:
Удары, защиты и переводы.
Удары - это способ проведения действия.
Защиты - это способ остановки действия или ухода от него.
Переводы - это способ перемещения оружия противника в нужном направлении.
Класс удары можно поделить на три подкласса по способам выполнения на: колющие - выполняемые дистальным концом бокена, рубящие выполняемые рабочей поверхностью бокена, и режущие - выполняемые рабочей поверхностью кончика бокена.
В свою очередь, все виды ударов можно на следующем уровне поделить на 21 раз по направлениям воздействия: рубящие и режущие: сверху - вниз, снизу - вверх, по горизонтали - справа налево и слева направо, по диагонали вниз, справа налево, слева направо, по диагонали вверх слева направо и справа на лево.
Колющие удары: Вперед, назад, стороны, вниз, вверх.
На следующем уровне можно обозначить зону поражения частей тела: голова, грудь, бедра, голени, спина.
Примеры: Удар, рубящий сверху вниз в голову атакуемого.
Удар, рубящий по горизонтали справа налево, по туловищу атакуемого.
Удар, рубящий по диагонали слева направо, в правое плечо атакуемого.
Удар колющий вперёд в грудь атакуемого.
Класс перемещения можно разделить на три подкласса: шагом, прыжком, поворотом.
Класс шагом можно разделить на пять подклассов: естественный шаг - ходьба, скользящий,
когда одна из ног движется в нужном направлении без изменения стойки, а другая подтягивается к ней до исходного положения, комбинированный шаг, сочетающий естественный и скользящий, крестным шагом, когда одна из ног зашагивает за другую спереди или сзади, прыжком.
Подкласс поворотом можно разделить на две части: на месте и в движении.
На следующем уровне подраздел передвижения можно разделить на 10 частей, которые покажут направление движения: естественным шагом - вперёд, назад; скользящим шагом - вперёд, назад, стороны; скрестным шагом - стороны; прыжком вперёд-назад, стороны;
вверх, вниз.
Подраздел защиты можно разделить на два класса: оружием и изменением позиции. Класс защиты оружием можно разделить на четыре подкласса: блоки - остановки оружия, отбивы-удары по оружию противника, отведения - действия изменяющие траекторию движения оружия противника, переводы.
Каждый из подклассов можно разделить на две части: изнутри наружу и снаружи внутрь.
Следующий уровень раздела покажет высоту остановки атаки: верхние - уровень головы, .средние - уровень груди, нижние - уровень ног. Пример:
Защита остановкой изнутри наружу на уровне головы - если удар направлен справа.
Защита остановкой снаружи внутрь на уровне головы - если удар направлен слева.
Защита остановкой на уровне головы - если удар направлен сверху.
Защита отбивом верхний изнутри наружу на уровне головы.
Защита отбивом снаружи внутрь на уроне груди.
Защита отбивом изнутри наружу на уровне ног.
Защита отведением изнутри наружу на уровне головы.
Защита отведением снаружи внутрь на уроне груди.
Защита отведением изнутри наружу на уровне ног.
Переводы - это активные действия, с помощью которых защищающийся перемещает остановленное оружие атакующего в удобное положение для контратаки. Этот класс можно поделить на два подкласса: по дуге, по кругу. Каждый подраздел можно разделить на два класса: изнутри и снаружи. Каждый подкласс можно разделить на три части, которые покажут уровень направления движения.
Пример: Перевод оружия по дуге наружу вниз.
Перевод оружия по кругу изнутри наружу на уровне груди.
Подраздел защиты изменением позиции можно разделить на три класса: стойкой, передвижением, изменением положения тела. Класс стойки можно разделить на 8подклассов, которые покажут изменение положения ног: приветствия - стопы вместе руки вдоль бёдер, узкая фронтальная - стопы на ширине плеч, широкая фронтальная - стопы на расстоянии две ширины плеч, боевая - стопы на ширине плеч, большой палец одной на уровне пятки другой, передняя - вес тела смещён на впереди стоящую ногу, длинная передняя - выпад, задняя - вес тела смещён на сзади стоящую ногу, длинная задняя - 90% веса тела смещено
на сзади стоящую ногу.
Класс передвижением можно разделить на три подкласса, которые покажут направление смещения: вперёд, назад, в сторону.
Класс изменением положения тела можно разделить на восемь подклассов: наклоном и отклоном туловища, поворотом, проворотом, приседом, падением, прыжком, кувырком.
Раздел обезоруживание можно разделить на два подраздела: выбиванием с помощью оружия и самозащитой без оружия.
Подраздел выбиванием с помощью оружия можно разделить на два класса: ударом оружием по оружию и вращением оружия оружием. Подраздел самозащита без оружия можно разделить на три класса: с помощью болевого воздействия на суставы противника, с помощью проведения броска, с помощью захвата за бокен противника.
Класс с помощью болевого воздействия на суставы можно разделить на два подкласса: выбиванием с помощью скручивания или перегибанием суставов, ударом по болевой зоне.
Класс с помощью захвата за бокен противника можно разделить на два подкласса: захватом за рукоять, захватом за рабочую поверхность.
С помощью предложенной терминологии можно легко и понятно объяснять демонстрируемые технические действия, а с помощью созданной классификации легко моделировать многолетний поурочный план занятий. При моделировании многолетнего учебного процесса по обучению работы с использованием бокена из всего многообразия технических действий можно выделить пять ключевых и наиболее общих элементов, характерных для техники нападения, это удары: сверхувниз, снизу-вверх, справа налево, слева на право и прямо и столько же защит против них. Затем распределить их по степени сложности. Для этого различные виды ударов можно совмещать с уровнями их проведения или с различными видами передвижений, а также с различными видами защиты и тем самым создавать новые приёмы. И осваивать по диалектической системе обучения с учётом положительного переноса двигательного навыка с одного технического действия на другое.
Использование такого методического подхода будет способствовать тому, что через каждые пять занятий можно составлять следующий цикл обучения из обновлённых технических действий. Что поможет в короткий промежуток времени значительно расширить координационную базу и повысить технический уровень занимающихся.
При моделировании отдельного занятия разделы обучения распределяются следующим образом: вначале проведение специальной разминки, сочетающей в себе выполнение общеразвивающих упражнения со специальными, с использованием бокена. Далее обучение фехтовальной техники, и на последнем этапе урока - изучение техники обезоруживания приёмами самозащиты.

Сергей Иванов-Катанский
Журнал "Боевое Искусство планеты"