Офицерская памятка

Категория: Россия Опубликовано 20 Март 2014
Просмотров: 1782
Офицерская памятка(Мысли и афоризмы генерала М.И.Драгомирова о военном деле)*
Милостивый Государь, г-н Издатель!
Ни одним из современных военных авторитетов, исключая генерала М.И.Драгомирова, не выяснены так отчетливо и доступно сущность, дух требований от армий вашего времени; никто, кроме его, не умел так ясно выразить то, чем должен быть истинно военный человек.
Нотне каждый офицер имеет возможность познакомиться со всемитсочинениями Михаила Ивановича. Это-то обстоятельство натолкнуло меня на мысль сгруппировать те места из его сочинений, в которых наиболее отражаются его идеи. Популяризировать эти идеи между военными - вот цель «Офицерской Памятки». Д.Н.Трескин.

Воспитание войска
«Нынешние средства и приемы
удержания людей в руках далеко
недостаточны и настает крайняя
необходимость дополнить их иными
более действительными».
В наше время офицер не только военный чин, но нечто большее: он общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван играть и не последнюю роль в народном образовании. Армия не вооруженная сила только, но и школа воспитания
народа, приготовления его к жизни общественной.
Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто этого не понимает, кто не может поступиться своею личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным.
В военном деле все основано на единодушии, товариществе, в виду этого все способствующее развитию товарищества, должно быть поощряемо; все препятствующее внимательно устраняемо.
Воспитание солдата должно стоять выше образования; воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день.
В военном человеке должно прежде всего развивать и укреплять веру в себя.
Для уничтожения врага нужна стройность в душе гораздо больше, нежели в формах и горе тому, кто не запасся первою в мирное время.
Солдат только тогда и хорош, когда он человек в полном значении этого слова.
Одностороннее развитие уничтожает в солдате человека, и он, встречаясь с ополченцем, меньше его знающим, но больше его человеком, уступает ему.
Способность обращаться в деятельного предприимчивого солдата возникает только тогда, когда человек сам в состоянии сознать всю важность и необходимость этого, когда привыкнет считать дело своей части своим делом.
Не подлежит сомнению тот факт, что современные войска страдают недостатком внутреннего сцепления и самообладания под огнем.
Психические начала, и только они одни, могут служить тем верным светочем в теории военного дела, который дает ему силу отвести в ней подобающее место всякому элементу, ни одного не исключая и не принижая и все примиряя в высшем синтетическом единстве.
Ищите, прежде всего, внутреннего порядка и в себе, и в людях, жизнь которых в бою вам вверяется: остальное приложится.
Руки более или менее толково работают, ноги более или менее стремительно и неустрашимо несут вперед в зависимости не от себя самих, а от того, что думает голова и как бьется сердце.
Всякая натура только тогда и даст все, что может, когда остается верна самой себе.
Человек существо чрезвычайно странное: он всегда превращается в то, за что его принимают в практичесих отношениях к нему. Так, например, не говорите ему, что он человек, и не держите речей о нравственном достоинстве, о высоком назначении и прочее, но обращайтесь с ним, как с человеком и он разовьется и умственно, и нравственно. На обороте: рассказывайте ему двадцать раз на день о человеческом достоинстве и о всем прочем, но в то же время обращайтесь с ним, как с набитым дураком или со зверем и, как бы вы ни красноречиво рассказывали ему о достоинстве человека и о прочем, он все-таки отупеет или обратится на известный процент в зверя.
В военное время должен быть бит тот, кого били в мирное время, если только он встретится с небитым.
Теперь самоуважение в солдате не только не вредно, но необходимо для успеха в бою.
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.
Из самоотвержения происходит способность не приходить в уныние в самых отчаянных положениях.
Во всех современных армиях не обращено почти никакого внимания на развитие упорства и способности не приходить в отчаяние ни от каких враждебных случайностей.
Всякие применения школьной оценки в частях, вроде определения того, кто лучше и кто хуже, приносят больше вреда, чем пользы, так как развивают вражду между товарищами.
Успех развития солдата умственного и нравственного независимо от метода занятий обусловливается преимущественно манерой обращения: вести его так, чтобы он, узнав свою специальность, не переставал быть энергическим и толковым человеком.
Усомниться в способности человека быть самостоятельным и здравым может только тот, кто сам раб в душе.
Для массы, как для ребенка, нет слов, а есть только факты, практика, пример.
Есть ли части старательные и части ленивые, как то встречается между отдельными людьми? Нам кажется, что нет.
В наше время кончат тем, с чего спартанцы и римлян начали, то есть признанием необходимости иметь прежде всего человека, возможно более выработанного, в смысле нравственной энергии.
 
(*) Составитель Д.Н.Трескин. Спб., 1892. (Орфография и синтаксис приближены к оригиналу. - Прим. ред.).