Фехтование

Категория: Европа, Америка... Опубликовано 27 Декабрь 2014
Просмотров: 2217

ФехтованиеБоевые искусства
Выдержки из книги-справочника А.Е.Тараса "200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада"

 

1.
Это бой с "холодным" оружием в руках. Говоря словами великого французского драматурга Мольера (1622 - 1673), "фехтование является искусством наносить удары, не получая их самому".
Фехтовальное искусство неоднократно возникало там и тогда, где и когда совпадали два условия: а) распространялось легкое оружие, владение которым требовало не столько силы, сколько ловкости и отработанных приемов боя; б) появлялись профессиональные воины, уделявшие много времени упражнениям с таким оружием.
Впервые фехтование как искусство владения палкой, легким копьем, коротким мечом зародилось в Египте и в Ассирии более чем за тысячу лет до нашей эры. Оттуда оно распространилось в Элладу и в Персию. В древнем Риме фехтование как искусство меча появилось только в конце эпохи республики, в гладиаторских школах. В Средние Века фехтование мечом относилось к числу "благородных"' рыцарских искусств.
В период европейского Возрождения (XV - XVI века) боевое фехтование стало включать в себя удары и подножки ногами, удары, толчки и захваты свободной рукой, болевые приемы на суставы с целью обезоруживания. Обучали таким приемам те же самые люди, которые преподавали фехтование. Появились профессиональные учителя фехтования и борьбы. В соответствии с цеховыми традициями они объединялись в корпоративные организации, так называемые "братства" (например, Братство святого Марка во Франкфурте-на-Майне в 1487 году). Позже возникли союзы странствующих фехтовальщиков, обучавших своему искусству за деньги на ярмарках. Кроме того, существовала своеобразная социальная группа "браво" (или "эскримеро") - профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, охранников, а также учителей фехтования. С XV века фехтование стало обязательным учебным предметом в итальянских университетах, с XVI - в немецких, с XVII во французских, с XVIII в русских учебных заведениях (Указ Петра Великого об изучении "рапирной науки").
Первый трактат по фехтованию был издан в Милане в 1410 году. Его автором являлся некий Де Либери. Второй такой трактат написал немецкий мастер Ганс Талгофер, опубликовавший его в 1443 году. Третий появился во Франции (в городе Перпиньяне) в 1474 году. Он принадлежал перу Понса де Майорка. Первый оригинальный учебник фехтования на русском языке был издан только четыре столетия спустя. Его выпустил в 1852 году русский учитель фехтования И.Е. Сивербрик.

2.
В XV веке лидирующее положение в Европе заняли испанские мастера клинка. Этому способствовало производство знаменитых толедских клинков (сочетавших легкость с прочностью) и широкое распространение дуэльных поединков в Испании того времени. Боевая стойка испанских бойцов была своеобразной: левая нога впереди, шпага в правой руке использовалась только как наступательное оружие, а кинжал или плащ в левой руке - для обороны. Этот стиль получил название "эспада-и-дага" (т.е. шпага и кинжал). Позже он повлиял на филиппинский стиль боя на палках, получивший аналогичное название.
В середине XVI века центром фехтовального искусства в Европе стала Италия. В 1517 г. Акиле Мароццо подробно описал принципы фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства дага и кинжал стали нести функции нападения. Существенное значение для развития фехтовального искусства имело утверждение 7 защит (1560). Эти 7 защит, так же .как и 8-я, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современным рапирными защитами. Широкая боевая стойка, работа выпрямленной вперед вооруженной руки за счет локтевого сустава, рекомендация фиксировать пальцы и лучезапястный сустав, чему способствует специальное устройство так называемой "итальянской" рукоятки, устремленные вперед позиции и защиты, силовая манера ведения боя - отличительные черты итальянской школы фехтования.
До XVII века совместно развивались 2 вида фехтования: дуэльное и спортивное. Последнее более широко развивалось во Франции. После французов дагу, кинжал и плащ перестали использовать в фехтовальном бою итальянцы (1610). С этого момента спортивное фехтование стало развиваться самостоятельно.
В конце XVII в. во Франции синтезируется испанская и итальянская школы, закладываются основы нового направления - французской школы. Французы облегчили и укоротили шпагу, а позже ввели маску для предохранения лица от ранений на тренировках. Это позволило усложнить технику приемов и увеличить быстроту их выполнения. Боевая стойка сделалась более узкой, что обеспечило маневренность на поле боя, в управлении оружием главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав. Французское фехтование, занесенное наполеоновскими войсками на север Италии, создало предпосылки к модернизации старой итальянской школы.

3.
В европейском боевом фехтовании сложились следующие формы тренинга:
а) упражнения без партнера, которые в основном применяются в начальном периоде обучения с целью установления и совершенствования основных фехтовальных положений и движений. Упражнения без противника представляют собой как бы специфическую "гимнатику фехтовальщика", которая в последующем включается в каждое занятие как специальная разминка;
б) упражнения на подсобных снарядах (чучела, мишени) вырабатывают умение определять дистанцию до цели и дают возможность привыкнуть к мышечным ощущениям при ее поражении. Кроме того, применение чучела и мишени с вмонтированным в них оружием позволяют совершенствовать школьную технику многих фехтовальных приемов;
в) Особо важное значение в подготовке бойцов имеют упражнения с преподавателем, или так называемый "индивидуальный урок".
Его назначение - специальная тактическая и техническая подготовка фехтовальщика к ведению боя с различными противниками и шлифовка стабильной техники с учетом индивидуальных особенностей ученика. Эти упражнения могут иметь техническую (упражнения по заказу) и тактическую направленность, осуществляемую по преимуществу в "немом" уроке, где учитель своими действиями создает условия для применения того или иного целесообразного приема. Объем и сложность приемов зависят от степени подготовленности ученика. Как правило, "немой" урок перерастает в учебный вольный бой, где преподаватель ведет себя как активный, но несколько наивный противник. Он делает умышленные ошибки, которые должны быть использованы учеником, и, наоборот, в случае ошибки последнего тренер наносит ему укол или удар. Только правильное сочетание всех указанных видов упражнений приносит успех в подготовке высококвали фицированного фехтовальщика.
Искусного фехтовальщика всегда отличали от серой массы следующие качества:
- активный стиль ведения боя;
- гибкая тактика боя, включавшая различные уловки;
- владение не одним, а несколькими "коронными" приемами;
- дополнительное владение техникой борьбы и кулачного боя;
- хорошая физическая форма.

Авторизация

Реклама