Стрельба из лука. Приёмы древних лучников

Категория: Россия Опубликовано 15 Март 2014
Просмотров: 7162
Стрельба из лука. Приёмы древних лучниковЭффективная стрельба из лука была сложным делом. Поэтому стрелку-лучнику приходилось в совершенстве знать ее правила и приемы. Арабский трактат XV в. дает полное освещение основ и правил лучной стрельбы. Сравнение наставлений арабского трактата с приемами лучников древней Руси показывает часто поразительное сходство этих приемов у русских и восточных лучников, обусловленное не только конструктивным сходством сложного лука, но и близкими историческими условиями, способствовавшими выработке одинаковых тактики и методов.
Стрелок-лучник должен был знать мощность лука, которым он пользуется, мощность и прочность тетивы, бросок лука, предельное расстояние полета стрелы, свойства и особенности каждой стрелы.
Кроме того, он должен был обладать необходимой ловкостью при стрельбе в полном вооружении, способностью натягивать тетиву на полную длину стрелы до наконечника без рывков и чрезмерных усилий, которые сильно вредили точности прицельной стрельбы.
Автор трактата настоятельно рекомендовал лучнику не пользоваться ни слишком сильным луком, натяжение которого вызывает дрожание рук, ни слишком длинными или слишком короткими для его лука стрелами. Если лучнику приходилось стрелять из неизвестного ему лука, он прежде всего должен был определить его мощность и предел своей силы в натяжении. Для этого ему следовало натянуть тетиву сначала указательным, средним и безымянным пальцами правой руки до локтя левой руки, а затем, освободив безымянный палец правой руки, продолжать натяжение до полной длины своей стрелы. Если он держит двумя пальцами натянутый лук без ослабления, дрожания и переутомления, то это и есть предел его собственной силы натяжения и вместе с тем подготовка к прицеливанию и стрельбе. Такой лук ему подходит. Если же после освобождения безымянного пальца рука ослабнет, задрожит и не сможет натянуть тетиву на полную длину стрелы, это означает, что лук для стрелка тяжел и непригоден.
При стрельбе лучник должен быть осторожен. Чтобы не повредить себя своим собственным луком, тетивой или стрелой, не следует при стрельбе натягивать тетиву до левого или правого плеча, до грудной клетки, мимо лба и за правую бровь; выдаваться грудью вперед и склонять голову над плечом; ему надо избегать непрочной хватки и
ослабления хватки. Он не должен сгибать левое предплечье, разжимать вместо правой руки левую, в которой он держит лук, до или в момент спуска тетивы. Он обязан натягивать тетиву на полную длину стрелы и вовремя разжимать правую руку после ее спуска, не задерживая при этом ушко (или вырез) древка стрелы. Кроме того, стрелок
должен оставаться во время стрельбы в выпрямленном положении, занимать устойчивую позицию независимо от того, стреляет ли он стоя, сидя или с коня. Что касается устойчивой позиции, то следует подчеркнуть, что и скифы в древности, и русские лучники когда они сражались пешими, постоянно изображаются на всех памятниках искусства в такой позе, которая в арабском трактате считалась наилучшей: лучник стоит по направлению к цели в косой позиции с выставленной вперед для упора левой ногой. При такой позе лучник мог прикрываться от стрел противника щитом, который не мешал ему стрелять. Поза конных древнерусских лучников также была устойчивой. И они занимали косое положение по отношению к цели, причем могли, приподнимаясь на коротких стременах, принимать позицию «стоя», прикрываться щитом, как и пеший лучник. Естественно, что поза лучников определялась и условиями, в которых они вели стрельбу, но в основе оставались изложенные выше правила.
Древнерусские лучники, как и стрелки арабского Востока и других стран Азии, при стрельбе держали лук в вертикальном положении, несколько наклонно на левую сторону, а стрела проходила через большой палец левой руки справа от лука, в отличие от приема
западноевропейских лучников.
Способ ношения лука слева и колчана со стрелами справа у пояса также был сходен у русских и азиатских народов. При стрельбе стрела из колчана подается правой рукой наконечником вперед, пальцы левой руки придерживают древко стрелы (на расстоянии
около 25 см от наконечника), а пальцы правой руки скользят по древку к ушку. Этим скольжением по древку рукой проверяют нет ли на древке стружек и шероховатостей, могущих сильно повредить левую руку, и не отклеилось ли оперение. Когда пальцы дойдут до вырезки (ушка), большой и указательный пальцы правой руки крепко берут ушко и резким движением суют стрелу в тетиву, пока последняя не коснется дна вырезки. Затем, не выпуская тетивы, пальцы правой руки располагаются на ней в положение для натяжения и тетива натягивается на полную длину стрелы, пока наконечник не дойдет до большого пальца левой руки.
На арабском Востоке были приняты различные пределы натяжения, но наиболее рациональным считался предел натяжения до полного сгиба плеча правой руки с предплечьем на уровне плеча или чуть выше. С ним тесно связан древнейший метод натяжения «за ухо» (до мочки уха), обеспечивавшим точную прицельную стрельбу.
Другой предел натяжения, также считавшийся арабами лучшим способом стрельбы, был хорасанский метод, при котором тетива натягивалась до конца правой челюсти, а стрела проходила вдоль усов. Эти два способа натяжения тетивы широко использовались в
течение всего средневековья пешими и коннымии лучниками древней Руси. Подавляющее большинство миниатюр всех лицевых летописей представляют именно эти способы натяжения стрельбы.
Древнерусские былины воспевают и прославляют именно этот способ натяжения «за ухо». В былине «Михаило Казаринов» стрельба из лука описывается следующим образом:
Втапоры Назарянин Вынимал из налушна свой тугой лук,
Из колчана колену стрелу,
Хочет застрелить черна ворона -
А и тугой лук свой потягивает,
Калечу стрелу поправливает;
И потянул свой тугой лук за ухо.
Еще подробнее процесс стрельбы из лука передан в былине «Поток Михайло Иванович»:
Вынимал он Поток
Из палушна свой тугой лук,
Из колчана вынимал колену стрелу,
И берет он тугой лук в руку левую,
Колену стрелу в правую,
Накладывает на тетивочку шелковую,
Потянул он тугой лук за ухо.
Несомненно, что устное народное творчество и изобразительное искусство древней Руси отражают вполне реальные факты и черты военного быта и материальной культуры.
Названные способы натяжения тетивы лука на Руси и в странах арабского Востока считались лучшими потому, что стрела проходила почти горизонтально на уровне глаз, а это является основой для точной прицельной стрельбы, так как прицеливание визировалось по стреле.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО СЛОЖНОГО ЛУКА, КОЛЧАНА, НАЛУЧЬЯ И САМОСТРЕЛА

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.1. Пеший лучник на миниатюре Хлудовской псалтыри.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.2. Конный русский лучник X в. на миниатюре Манасеиной летописи.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.3. Лучники на серебряной оковке турьего рога из Черной могилы.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.4. Стрелец на миниатюре Изборника Святослава 1073 г.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.5. Изображение лучника на каменном грузиле конца XI или начала XII в. Из Новгорода.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.6. Изображение лука на резном камне Дмитриевского собора XII в. во Владимире.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.7. Лук и налучье по рисунку в книге Герберштейна 1556 г.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.8. Конный лучник XVII в. из альбома Майерберга.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.9. Охота с луком на фресках Софийского собора в Киеве.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис.10. Охотник с луком на тулее рогатины тверского князя Бориса Александровича.

Стрельба из лука. Приёмы древних лучников
Рис. 11. Лучники и арбалетчики на миниатюре Кенигсбергской летописи.

редакционный обзор
Журнал "Боевые искусства планеты"

Авторизация

Реклама