Стратегия борьбы с терроризмом. Спецоперации

Категория: Зарубежный спецназ Опубликовано 21 Февраль 2014
Просмотров: 4064
Стратегия борьбы с терроризмом. СпецоперацииВ угандийском аэропорту Энтеббе, в ночь с 3 на 4 июля 1976 года, совершают посадку четыре самолета С-130 "Геркулес" с израильскими коммандос. В составе десанта были па­рашютисты 35-й бригады, диверсанты бригады "Голани" и бойцы спец­подразделения 269 "Саэрет Маткаль". Так начинается заключительный этап операции "Йонатан" - одной из са­мых известных контр террористических операций. Ее целью являлось освобож­дение заложников, захваченных боеви­ками Организации освобождения Пале­стины и группы "Баадер-Майнхоф" на борту французского лайнера, совершав­шего 27 июня полет по маршруту Тель­-Авив - Афины - Париж.
В результате операции коммандос освобождают заложников, уничтожают террористов и несколько десятков сол­дат угандийского диктатора И.Амина, оказавшего радушный прием захват­чикам. Со стороны израильтян гибнут четверо: двое заложников, сержант и командир штурмовой группы полковник "Йони" Нетаньяху, старший брат бывшего израильского Премьера. Через пять­десят восемь минут после начала опера­ции последний из "Геркулесов" взлетает и берет курс на Найроби. Израильтяне встречали победителей как национальных героев, показав тем самым свое отношение к бойцам спец­наза, выполнившим приказ прави­тельства по спасению своих сограждан. Руководство Израиля одним из первых осознало особую роль специальных опе­раций и значение спецподразделений в борьбе с террористическими группами, в том числе и на территории иностран­ных государств. Последующие годы подтвердили правильность такого подхода, основан­ного на внимательном изучении дина­мики террористических проявлений.
Анализ террористических акций, совер­шенных организованными группами за последние тридцать лет в различных странах мира, показывает постоянное повышение профессионального уровня их подготовки и выполнения. С военной точки зрения такие акции следует рассматривать как особую фор­му диверсионных операций, осуществля­емых негосударственными, нелегальны­ми организациями преимущественно против невоенных объектов и граждан­ского населения. А сами организации представляют собой либо своеобразные квазигосударственные образования, если речь идет о сепаратистских, рели­гиозных и иных идеологизированных группах, либо транснациональные корпорации, когда мы говорим о незакон­ной торговле наркотиками, оружием, "живым товаром" и т.п. В любом случае группировки по­добного типа для утверждения своей идеологии или завоевания рынков сбы­та, а также для борьбы с государством создают боевые специальные группы, призванные решать политические или экономические проблемы террористи­ческими методами. Это означает, что для отдельных индивидов террористи­ческая деятельность становится профес­сией, причем демократические свободы создают определенные предпосылки для облегчения действий "силовых против­ников" общества. Многие зарубежные специалисты считают, что к террористам не примени­мы демократические рецепты стратегии тактики. По их мнению, террористичес­кая деятельность опирается на такую искаженную мораль, которая оправдыва­ет применение правительством любых средств, в том числе и силовых.
Следо­вательно, в системе противодействия террористической экспансии, наряду с традиционными политическими, эконо­мическими, административными, судеб­ными и полицейскими мерами повыша­ется значение специальных контр террористических операций, вы­ступающих в качестве "последнего до­вода королей". В нашей стране проблемы, связан­ные с использованием спецподразделе­ний, наиболее остро проявились при ос­вобождении заложников в Буденновске и Первомайском. Конечно, заявления типа: "Решим проблему одним десант­ным полком за два часа!" - выглядят, по меньшей мере,   непрофессионально. Од­нако даже сама возможность активного противодействия террористическим группировкам в российской прессе стыд­ливо замалчивается. И, как следствие, вопросам теоретического обоснования контр террористических операций и стра­тегии применения подразделений спец­наза в наших СМИ также уделяется не­достаточное внимание. По мнению автора, такое положе­ние дел связано не столько с секретно­стью, сколько с общественной недооцен­кой потенциальных возможностей специальных подразделений и недопо­ниманием задач, которые они должны выполнять в борьбе с мафиозными, се­паратистскими и иными "незаконными вооруженными формированиями". Конечно, если кризисная ситуация позволяет обой­тись без применения военной силы и разрешить возникшие в обществе социальные противоречия политическим путем - это необходимо де­лать. Речь идет о другом: для защиты прав и свобод чело­века, гарантированных Конституцией, ради сохранения территориальной целостности государства прави­тельство должно иметь в своих руках все средства за­ щиты граждан, и обязано брать на себя ответственность; за силовое решение пробле­мы. А спецподразделения по борьбе с терроризмом долж­ны служить оружием зако­на, защищающего личность общество и государство от внутренних и внешних тер­рористических угроз. Как показывает практи­ка международного опыта борьбы с террористически­ ми организациями, террористы всех стран боятся только одного - жестких ответных, а еще лучше упреждающих мер со стороны правительственных ор­ганов. Поэтому в таких странах, как Ве­ликобритания, Германия, Израиль, США, Турция, Франция и других раз­личным аспектам контр террористи­ческих операций уделяется особое вни­мание. В большинстве государств стратегия борьбы с терроризмом заключается в следующем: наряду с по­литическими и социальными меро­приятиями правительство использует применение силы против террористов, в том числе за рубежом, и не оставляет безнаказанным ни один случай тер­рористического насилия над своими гра­жданами. В Советском Союзе усилиями энту­зиастов-профессионалов вопросам спе­циальной военной деятельности также уделялось много внимания. Уже к концу тридцатых годов М. Дробов проанализи­ровал более трехсот семидесяти отечественных и иностранных работ, посвященных теории и практике "малых войн" XIX и ХХ веков. Значительный вклад в теорию и практику специальных операций внесли П.Судоплатов, И. Ста­ринов, В. Харченко, Г. Бояринов, А. Ла­заренко и многие другие. Однако во многих странах к мнению профессионалов власть предержащие прислушиваются далеко не всегда, чаще действуют с точностью до наоборот. Этим и объясняется постоянное запаз­дывание с принятием важных государ­ственных решений в такой специфиче­ской сфере, как специальные военные и полицейские операции.
В СССР после Великой Отечествен­ной войны политики бездумно ликвиди­руют спецподразделения, затем с опо­зданием их воссоздают, а начиная с 1991 года, профессионалов постоянно разго­няют или реформируют. Надо заметить, что подобные коллизии с "реформиро­ванием" спецподразделений происходи­ли и во многих западных странах.
В последнее время в России намети­лась другая крайность: власти начали действовать по принципу - больше спец­назов хороших и разных. При этом, забы­вая одну из аксиом сил специальных операций - качество важнее количества! Опыт также показывает, что профессио­нальные подразделения не могут, начат активную деятельность сразу после того, как только в них возникла потребность. Особенно это касается специальных подразделений по борьбе с терроризмом, поскольку их противники действуют крайне агрессивно, профессионально и изобретательно. Террористы хорошо подготовлены и оснащены, всегда име­ют фору по времени, у них отсутствуют бюрократия и они всегда точно знают, чего хотят. к этому необходимо добавить, что, по мнению автора, контр террористичес­кие операции имеют свою специфику:
- проводятся в условиях необъявленной войны между государством и нелега­тельными организациями;
- находятся в пограничной сфере между полицейскими и военно-диверсионными операциями;
- влекут за собой больший обществен­ный резонанс, чем специальные опера­ции, проводимые вооруженными сил и во время военных действий;
- требуют особо тщательного плани­рования, подготовки и обеспечения,  а также особых мер конспирации;
- сроки завершения операции могут быть значительно растянуты по времени, директивное установление окончания операции чревато последствиями;
- могут иметь явных противников в лице разного рода политиков, правозащит­ников и журналистов, в том числе и заранее ангажированных;
- при их оценке разными государствами почти всегда используется двойной стан­дарт, в зависимости от политической конъюнктуры и собственной выгоды.
Кроме того, подразделения, осуществляющие силовые акции против террористов, должны быть подготов­лены для решения специфических поли­цейских, административных, социаль­ных, дипломатических и иных задач, большая часть которых в обычной об­становке является обязанностью граж­данских властей. с точки зрения автора специальная контр террористическая операция представляет собой совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени действий подразделений спе­циального назначения. Как правило, в обеспечении специальной операции за­действуются силы и средства различ­ных полицейских, военных и граждан­ских ведомств, предприятий и организаций.
Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контр террористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и много дру­гих аспектов. К ним можно отнести сле­дующие.
1. Получение информации о деятель­ности, возможностях и намерениях су­ществующих или потенциальных тер­рористических организаций и групп, обнаружении лагерей и других мест со­держания заложников.
2. Предотвращение террористических актов, поиск, задержание или уничтоже­ние террористических групп и ликвида­ция баз террористических организаций до начала их активных действий.
3. Воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц, чтобы вызвать у них такое настроение или по­ведение, которое способствовало бы дос­тижению целей борьбы с терроризмом.
4. Деморализация боевиков, дискре­дитация террористических организаций и террористических методов в глазах об­щества и формирование у населения бла­гожелательного отношения к антитер­рористической политике государства.
5. Обеспечение безопасности граждан находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей.
6. Освобождение и эвакуация в безопасное место военнослужащих, гражданских лиц и иностранных граждан, захваченных в качестве заложников или удерживаемых насильно по другим причинам.
7. Пресечение антигосударственной или террористической деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами.
8. Деблокирование объектов, пресечение совершающегося террористической акции, обезвреживание террористов, сохранение или восстановление в отдельных территориях конституционного строя.
9. Захват, разоружение или разгром бандформировании, уничтожение баз и лагерей их подготовки или ликвидация осо­бо одиозных боевиков и лидеров терро­ристических организаций и групп.
С целью иллюстрации деятельно­сти специальных подразделений приве­ду несколько примеров успешных контр ­террористических операций.
Голландия, Асен Де Пунт, декабрь 1975 г. Одновременный штурм поезда и школы с заложниками. Проводит группа "Виски" морской пехоты и боевые плов­цы  SBS. Шесть террористов убиты, семе­ро сдались, двое заложников погибли.
Джибути, граница с Сомали, февраль 1976 г. Освобождение французской груп­пой GIGN при поддержке солдат Ино­странного легиона автобуса с тридцатью детьми. Уничтожено шесть террористов и десять солдат сомалийской армии, ока­завших огневую поддержку террористам. Один ребенок погиб.
Йемен, Могадишо, октябрь 1977г. Освобождение самолета с заложника­ми. Проводит немецкая группа GSG-9 при поддержке английской SAS. Терро­ристы убиты, жертв нет.
Заир, Катанга, май 1978 г. Освобождение европейцев, подвергаю­щихся репрессиям со стороны анти­правительственных сил. Участвовали шестьсот пятьдесят парашютистов фран­цузского Иностранного легиона. Спасе­но более двух тысяч человек.
Великобритания, Лондон, апрель 1980 г. Освобождение заложников в зда­нии иранского посольства. Штурм про­водит английская группа SAS. Террори­сты уничтожены, жертв нет.
СССР, Сухуми, август 1990 г. Штурм изолятора временного содержания с семь­юдесятью пятью вооруженными преступ­никами. Проводят бойцы группы "А". За­ложники спасены, потерь нет.
Однако не все контр террористичес­кие операции закончились успешно. Имеется достаточно примеров неудачно проведенных операций.
ФРГ, Мюнхен, сентябрь 1972 г. Ос­вобождение израильских спортсменов, захваченных террористами из группы "Черный сентябрь". Все заложники по­гибли.
Израиль, Маалот, май 1974 г. Штурм школы с заложниками. Проводят ком­мандос "Саэрет Голани". Двадцать пять детей погибли, семьдесят ранено.
Иран, триста километров северо-восточнее Тегерана, апрель 1980 г. По­пытка освобождения американских ди­пломатов группой "Дельта". Погибли восемь пилотов, потери пять вертолетов и один самолет.
Мальта, Ла Валетта, ноябрь 1985 г. Штурм самолета египетской группой "Молния". Погибли около шестидесяти человек, десятки ранены, самолет сго­рел.
СССР, Ленинградская область, аэ­родром Вещево, март 1988 г. Штурм непрофессиональной группой самолета, захваченного семьей Овечкиных. Погиб­ли четыре заложника, девятнадцать ра­нено, самолет сгорел.
По мнению специалистов, все опе­рации, закончившиеся провалом, прово­дились без достаточной подготовки и с нарушением методики подобных меро­приятий. Некоторые операции, называемые в средствах массовой информации "акция­ми устрашения (возмездия)", представля­ются наиболее спорными с точки зрения международного права и вызывают край­нее неприятие у части политиков, право­ведов и прессы. Однако, исходя из внутри­ политических соображений, они являются неотъемлемым "силовым элементом" анти­террористической политики многих азиатских, американс­ких и европейских госу­дарств. Примерами подобных мероприятий можно считать следующие.
Мозамбик, ноябрь 1977г. Разгром базы терро­ристов Шимойо. Участвова­ли девяносто семь комман­дос родезийских SAS и восемьдесят восемь армей­ских десантников против шести тысяч боевиков. Соотношение потерь двена­дцать к двум тысячам.
Северная Ирландия, Лафгалл, май 1987 г. Унич­тожение восьми террори­стов, готовивших взрыв по­лицейского поста RAK. Осуществляли бойцы анг­лийской группы SAS. Один случайный человек погиб, второй - ранен.
Тунис, апрель 1988 г. Точечная ак­ция по устранению Абу Джихада, одно­го из лидеров боевиков ООП. Проводи­ли бойцы спецподразделения "Саэрет Маткаль". Потерь нет.
Конечно, предпочтение в борьбе с терроризмом должно быть отдано нево­енным средствам воздействия, а госу­дарственной идеологией антитер­рористической деятельности могла бы стать мудрость мастеров восточных еди­ноборств: "Предупрежденная схватка ­есть выигранная схватка". Однако на сегодняшний день рос­сияне не могут считать себя в безопас­ности, поскольку объектом террористов может стать любой гражданин независимо от его общественно-политического статуса. Поэтому одной из первооче­редных задач государства в настоящее время является создание комплексной государственной антитеррористической системы, одним из элементов которой должны являться специальные контртеррористические операции.
По мнению автора, государственная политика Российской Федерации в борьбе с терроризмом должна опираться на сле­дующий постулат: любой негодяй, решив­ший сделать жизнь людей средством достижения своих политических или корыстных целей, будет либо арестован и осужден, либо уничтожен без всякой жа­лости независимо от срока давности. Именно такой подход, называемый стратегией "боевой демократии", возоб­ладал в большинстве тех стран, которые у нас в России принято называть правовы­ми демократическими государствами. Иными словами, почти по Ленину: "Толь­ко та демократия чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться". Добавлю - и за­щищать своих граждан!
Но профессионально защищать лич­ность, общество и государство от терро­ристических посягательств могут толь­ко профессионалы, а они сами испытывают множество трудностей. Отсутствует политическая воля высшего руководства страны, не решены вопросы социальной защищенности сотрудников, нет должного финансирования, страдает специальное образование и боевая подго­товка, нет гибкости в структуре спецпод­разделений, материальное обеспечение специальной техникой, обмундировани­ем и вооружением не соответствует тре­бованиям времени и Т-П. А без решения этих и многих других проблем трудно ожидать от бойцов спец­подразделений высокоэффективной ра­боты. Политикам пора понять, что нель­зя эксплуатировать энтузиазм, преданность делу и присяге до беско­нечности! Несколько слов в заключении. Абсолютно не претендуя на истину в последней инстанции, автор заранее благодарен всем, кто пожелает высказать замечания по поводу настоящей статьи. Вероятно, настало время открыть широкую дискуссию по проблемам государственной стратегии в борьбе с терроризмом.
И.Попов
Подготовка бойца спецназа. Том 4 НПЦ "Здоровье народа", ООО "ВИПв"

Авторизация

Реклама