Из книги Виктора Спиридонова «Самозащита без оружия». Военный вестник. 1928 год
Все хорошо, что ведет к победе
Главная цель состязания заключается в выработке лучших бойцов рукопашной схватки в условиях, наиболее близких и тождественных тем, которые бойцу придется преодолевать в жизни.
Работа на ковре показывает - опытному лицу техническую и тактическую подготовленность бойцов, по ходу же состязаний выявляются психические качества их, т.е. то, насколько они научились владеть собой и как быстро могут реагировать на неожиданные и трудные положения. Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты.
Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе.
Кроме использования отдельных элементов из различных боевых видов спорта, как-то: вольно-американская борьба, французская борьба, французский бокс и английский
бокс, - надо изучить и проработать также приемы бытовой обороны, выработанные, главным образом, преступным миром и частью сталкивающимися с ними лицами. Эти приемы, не встречаясь ни в каких системах, тем не менее, имеют огромное значение при самозащите.
Свободная схватка
Свободная схватка ближе всего подходит к рукопашному бою в жизни. Трудность ее заключается, главным образом, в изыскании лучшего применения многочисленных и разнообразных захватов, в быстрой оценке их для применения более подходящего приема, при неудаче - лучшего перехода на другой прием. Выражаясь вообще, возможности для атаки велики, не говоря еще об очень важном: о тактике ведения схватки, что играет в некоторых случаях большую роль, чем хорошая техническая работа, так как правильное тактическое достижение в схватке заставляет противника в нужные моменты делать соответствующие движения, пользуясь которыми можно перенести атаку на более слабые или открытые места.
В виду широких возможностей для атаки, оборона соответственно усложняется, а переход в контратаку, при молниеносной и правильной оценке положения, требует хорошего нервно-мышечного аппарата для точных и уверенных движений, при чем и «мышечное чувство» должно быть развито в высшей степени.
Самозащита дополняется приемами вольно-американской борьбы, стоящей ближе всего и имеющей некоторые приемы, предназначенные только для самозащиты; приемами французской борьбы - запрещенными и некоторыми из разрешенных, но в другом характере их проведения, и приемами бытовой обороны без ударов.
Все это значительно увеличивает технические средства борьбы и расширяет сферу действий состязающихся.
В состязании в свободной схватке может участвовать только тренированный и опытный борец, могущий преодолевать большое физическое и психо-моральное напряжение. Такому борцу необходимо дать соответствующие средства по:
а) подготовке организма для наибольшей его работоспособности, т.е. приспособления к длительным схваткам при состязании и к выработке навыков инстинктивной технической «самозащиты», а также навыков, гарантирующих от повреждений при опасных приемах, и
б) подготовке качеств волевого порядка: самообладания, хладнокровия, активности, ориентации и пр.
Кроме того, необходимо ознакомить борца с элементарной тактикой ведения рукопашной схватки и дать указания для развития более сложных тактических действий.
Только при развитии этих качеств и получении более или менее основательных и значительных результатов участник состязания может считать себя подготовленным к нему, не опасаясь причинить вред себе и своему партнеру по состязанию.
Средствами достижения указанных выше результатов служат:
1. Общая подготовка, служащая целям всестороннего развития организма: сюда входят и некоторые отделы легкой атлетики, плавания, гимнастики и бокса.
2. Специальная подготовка: подготовительные упражнения, разучивание вновь введенных приемов вольно-американской и французской борьбы и бытовой обороны и введение их в цикл приемов двухсторонней тренировки из захвата.
3. Тренировка дополнительных приемов из захвата. Свободная тренировка. Комбинации. Повторение и введение в тренировку пройденных раньше приемов.
4. Общая тренировка на все приемы. Состязания. Постепенное увеличение схваток.
5. Тактика применения приемов.
Состязающимся также необходимо знать, от каких групп приемов, и какие могут быть произведены, и произойти повреждения.
Зная цель и средства состязаний, необходимо ознакомиться с принципами состязаний, принятыми у нас, а также с тем, что имеется на эту тему в иностранной литературе вообще и на японском языке в частности, разобрать положительные и отрицательные стороны этой литературы.
Состязания являются заключительной частью обучения самозащите в самом широком ее применении. Конечная же цель обучения лежит много дальше: она находится в жизненном применении. Таким образом, принцип состязания исходит из практики жизненного применения, и эти приемы составляют основу состязания.
Для большей широты действий, кроме приемов, проходимых при обязательном обучении и испытанных на опыте, с целью более совершенного и полного изучения самозащиты вводятся приемы из различных боевых видов спорта, хотя и не проверенные в жизни, но довольно ясно показывающие свою ценность для самозащиты. Это прибавление в конечном результате значительно увеличивает шансы на победу при практическом применении.
Как всякий вид состязательного искусства не может проходить без ограничений условий, в которых могла бы пройти схватка в жизни, так и в состязании по „самозащите" необходимы некоторые ограничения, гарантирующие участников состязания от повреждений при схватках.
Существенным ограничением в состязании является, прежде всего, отсутствие ударов. Для жизненного применения удары, несомненно, представляют очень большую, часто решающую ценность, но недопущение их при состязании, вследствие их опасности, не приносит особенного ущерба состязанию при стремлении к достижению выработки искусного борца по самозащите - по следующим причинам:
а) техника удара очень проста, и при обучении достаточно дать борцу твердые навыки в дистанции ударов;
б) применение ударов в схватке не представляет особого искусства, так как целей
имеется много, и часть из них всегда открыта;
в) если борец умеет владеть приемами в схватке, то введение ударов для него уже представляется несложным делом.
Единственный недостаток запрещения ударов при состязании заключается в выработке привычки не применять ударов в схватке, хотя, мне кажется, что, в будущем, в серьезных жизненных случаях, при достаточном хладнокровии, ударам будет уделяться больше внимания, чем приемам. Это я говорю на основании данных некоторых практических применений «самозащиты».
Победа в состязании засчитывается по числу проведенных приемов за известный период времени очками. Состязающиеся распределяются по весам.
Развитие психических качеств
Развитие же психических качеств значительно труднее (чем физических, прим. издателя), и достижения в них идут медленнее и незаметнее - по сравнению с полученными результатами физических достижений.
При развитии активности, хладнокровия, самообладания и ориентации требуется большое волевое напряжение и правильный анализ действий не только своих, но и противника.
Занимающийся обычно недооценивает значение психических качеств при схватках и, особенно в жизни, тогда как большая часть успеха зависит от известной степени развития этих качеств.
Большинство занимающихся обычно все эти качества заменяют смелостью, в которой у многих нет недостатка, и очень немногие заменяют простой хитростью, стараясь разрабатывать лишь механическую сторону.
Я останавливаюсь дольше на развитии психических качеств, потому что в этом отношении наши достижения менее значительны, чем в технической работе.
Конечно, может быть скучно и тяжело все время следить за собой и управлять своими внутренними качествами, согласно известным обстоятельствам, но ведь это только вначале надо затратить больше силы воли, а потом это войдет в привычку.
Развитие волевых качеств нам важно не только для состязаний, но, особенно, для жизни. В то незначительное время, которое мы используем на занятия, мы мало достигаем в совершенствовании этих качеств. Для этого совершенствования хорошей ареной является сама жизнь, для которой мы и совершенствуемся. Обычное наше существование все время заставляет рассуждать и напрягать волю в известном направлении, но последнее мы не всегда соблюдаем - вот эту-то слабость нам необходимо преодолеть. Мне приходилось слышать от многих товарищей, что в обыденной жизни случаи очень незначительны по существу. Такие товарищи не учитывают, что при этих, даже малозначительных, случаях мы проявляем много слабости. Нам следует учиться на малом, чтобы всегда быть готовыми к большому. До применения на практике результатов нашего изучения мы должны, пользуясь всеми возможностями на занятиях и в повседневной жизни, стремиться развить психические качества, чтобы на состязания они вполне гармонировали с технической работой, при практическом использовании приемов составляли основу всех вспомогательных средств, а техническая сторона должна молниеносным приемом завершить победу над противником.
Различного рода столкновения можно разложить на два момента:
1) момент, предшествующий схватке, называемый подходом, и
2) момент схватки рукопашной.
Первый момент всецело основывается на психических качествах человека, и залог успеха для проведения второго момента всецело зависит от степени развития этих качеств.
Второй момент основывается на психических и физических качествах (к физическим качествам относятся и специально технические) и находится в зависимости от качественного проведения первого момента. Неиспользование первого момента или плохое его проведение еще не говорит о невозможности достижения победы, а только значительно усложняет ее.
Если первый момент бывает короток, а необходимость требует его удлинения, т.е. если надо выиграть время, - это всецело зависит от внутренних качеств человека. Я разбирал рассказанные мне различные случаи применения приемов, при чем рассказывающие обычно говорили о приеме и его результате, опуская предшествующие действия, т.е. первый момент, который для меня, имеет большое значение. Расспрашивая подробно о нем, в связи с проведением приема, я пришел к заключению, что:
а) большинство мало придавало значения этому первому моменту и проводило его плохо, а иногда опускало совсем, поэтому бывали случаи незначительной затяжки времени до применения решающего приема;
б) меньшая часть лучше проводила этот момент, и успех достигался скорее и легче
в) отдельные лица в некоторых довольно серьезных случаях превосходно проводили свой подход, и в, этих случаях успех, конечно, давался, слишком легко.
На основании всего сказанного я предоставляю читателю сделать вывод о значении развития психических качеств. Следует также упомянуть, что развитие и применение психических качеств при тренировке и, особенно, при состязании проходит в условиях довольно сложных, тогда как в жизни проявление их обычно бывает более простым и легким.
Развитие психических качеств достигается в незначительной степени некоторыми подготовительными упражнениями, больше прохождением приемов в тренировочно-состязательном порядке и наибольше всего - при тренировке и состязании.
Таким образом, последовательное прохождение данного отдела построено на постепенном переходе от простых к более сложным действиям с технической стороны и, параллельно с этим на возрастающем проявлении волевых качеств, с психической стороны.
В отдел специальной подготовки входят:
а) Специальные подготовительные упражнения;
б) Приемы и их варианты;
в) Страховка, защита и приемы после защиты, техника приемов;
г) Общая тренировка на все приемы;
д) Тактика применения приемов.
Соблюдение указанного порядка прохождения, помимо развития упомянутых качеств, еще вырабатывает ценные навыки страховки, без которых совершенно невозможно было бы проводить не только тренировку и состязание, но даже и разучивание некоторых существенных приемов.
Эти навыки страховки по производству своему - технические навыки, но они очень близко связаны и находятся в зависимости от психических качеств занимающихся, т.е. технически мы их проводим, а степень большей гарантии зависит от психических качеств, как-то: хладнокровия и самообладания.
Требования при самостоятельных занятиях общей тренировкой
Перед нами встает важный вопрос; как нужно тренироваться, чтобы достигнуть больших результатов, не причинив себе вреда:
а) неправильными организацией и ведением занятий;
б) неумелым применением приемов.
Приступать к общей тренировке можно:
1. При условии подготовленности организма в физическом отношении к работе, требующей большого напряжения;
2. При знании техники всех приемов, практических указаний из тактики применения приемов, но при условии полного соблюдения хладнокровия.
Во время тренировки необходимо соблюдение соответствующего режима, состоящего из ряда гигиенических правил и правильного питания. Хотя требование режима должно соблюдаться с самого начала занятий, о чем даются соответствующие указания инструкторами, но фактически оно соблюдается очень мало. При переходе к самостоятельной, серьезной и напряженной работе соблюдение соответствующего режима обязательно. Это является одним из существенных средств достижения успеха, гарантией от причинения себе, возможно, очень серьезного вреда.
На этом отделе я остановлюсь несколько подробней, чтобы указать, хотя бы кратко, значение гигиены и питания, а также средства для их соблюдения, применительно к обычным условиям человека, занятого значительное время дня выполнением служебных обязанностей.
Таким образом, при общей тренировке на все приемы с целью подготовки к состязанию или просто для большего усовершенствования в самозащите необходимы следующие основные требования, без знания или выполнения которых приступить к тренировке нельзя:
1.Физическая подготовленность организма;
2.Знание приемов и уменье тактического применения их;
3.Соблюдение режима.
В последующих документах мы рассмотрим каждое из этих требований отдельно.
Физическая подготовленность организма
Физическая подготовленность организма необходима для приведения организма в состояние большей работоспособности - не за счет собственного здоровья занимающегося лица. Только при таком физическом состоянии организма можно без вреда для него принимать участие в серьезных состязаниях, требующих большого физического напряжения. Если занимающийся не захочет считаться с этим, то он рискует получить серьезные сердечные, желудочные и пр. заболевания, от которых потом не всегда удается счастливо отделаться.
Лица, систематически проходящие всю программу самозащиты, т.е. в порядке указанной постепенности, достаточно подготовляют свой организм в физическом отношении для большего напряжения.
Подготовка организма в физическом отношении начинается с самого начала занятий по самозащите или, вернее, даже до начала занятий. Дальше она продолжается в течение прохождения всего курса параллельно со специальной подготовкой.
Во всех схемах обучения отведено время на общую подготовку.
Кроме того, летом обычно бывает перерыв в занятиях, во время которого рекомендуется заняться какими-либо летними видами спорта: легкой атлетикой, бегом, прыжками, метанием, плаванием и др.
Зимой ходьба на лыжах, если даже и мало проводится, все же дает некоторые результаты.
Таким образом, суммируя все занятия, можно считать, что каждый может ко времени перехода к общей тренировке достаточно подготовить свой организм в физическом отношении.
Я здесь совершенно не упоминаю еще специальных занятий: приемов односторонней и двусторонней тренировки и т. д., которые имеют большое влияние на организм в смысле физического развития.
Неблагоприятно могут отражаться на подготовке организма продолжительные перерывы между занятиями. Тогда следует для исправления полученного в течение перерыва дефекта уделять больше времени общей физической подготовке. Если же перерыв был очень продолжительным, то первое время следует заниматься только одной общей физической подготовкой.
Знание приемов с умелым тактическим применением их
Знание приемов с умелым тактическим применением их составляет сущность всей самозащиты без оружия. При переходе к общей тренировке мы только совершенствуемся в более искусном применении системы во всевозможных положениях и условиях. Без знания приемов или при плохом их знании невозможно достигнуть привычки инстинктивного применения их, а тем более применения их «по принципу». Кроме того, при плохом знании приемов переход к общей тренировке опасен, в виду возможного причинения повреждений партнеру. Человек, плохо или неточно делающий прием поневоле вынужден бывает применить больше чем следует физической силы для получения необходимого результата. Если же в быстрой работе он случайно сделает прием правильно и в силу привычки приложит обычное для этого приема количество физической силы (в быстрой работе иначе и не может быть), то очень легко может причинить противнику повреждение.
Собственно, при правильном прохождении курса приемы ко времени перехода к общей тренировке усваиваются всеми обучающимися, а у некоторых из них вырабатывается даже привычка инстинктивного применения их. При наличии большого перерыва между занятиями приемы, если и забываются, то все же очень быстро восстанавливаются в памяти, для этого требуется два или, самое большее, три урока. При повторении приемов необходимо проделывать их сначала медленно и потом постепенно ускорять темп. Умелое использование некоторых указаний тактического применения приемов усваивается при прохождении курса в односторонней и двусторонней тренировках. Требование этих знаний нельзя считать в настоящий момент обязательным, но лишь желательным, так как, с переходом к общей тренировке, тактику применения приемов приходится начинать сначала. Она является основой общей тренировки, где на нее будет обращено главное внимание, и разработка будет самой тщательной и подробной.
Соблюдение режима
Третье основное требование - режим. Нельзя считать, что жизненный режим необходим только при тренировках или при занятиях физической культурой, он необходим каждому сознательному человеку в его повседневной жизни. Поэтому каждый из занимающихся, при определении для себя соответствующего режима, должен уметь так распределить время, сообразно со своими служебными занятиями, чтобы это вполне гармонировало с элементарными требованиями гигиены работы, труда, отдыха и питания. Установив соответствующий режим, необходимо твердо .придерживаться его и не изменять без крайней к тому необходимости. Разрешение вопроса о распределении времени является существенной частью при определении режима.
Распределение времени.
При распределении времени приходится исходить от часов, занятых исполнением служебных обязанностей, считая, что занятий физических в это время никаких не может быть. Исключение составляют резинки - для развития грифа, для упражнений с которыми можно не отводить специального времени (можно заниматься даже во время ходьбы). Время, занятое службой, бывает у большинства преимущественно от 9 ч. до 16 - 17 часов. Затем обед, а после него раньше 2 - 3 часов заниматься нельзя. Таким образом, время для начала тренировки можно назначить между 7,5 - 8,5 часов вечера. Продолжительность занятий (вместе с отдыхами) 50 мин - 1 час. Большое значение для оздоровления организма имеет утренняя гимнастика, так называемая зарядка. Время на нее требуется от 5 до 10 мин. ежедневно. Такое количество минут при всей загруженности работника всегда можно найти. О благотворности влияния зарядки я не буду говорить, для этого лучше попробовать провести занятия раз 5 - 6, и тогда оценка зарядки будет красноречивее всяких слов. Утренние упражнения в то же время являются подготовительными упражнениями, которые мы включаем в каждый урок. Упражнения эти производить до еды или чая, за несколько минут, при чем, конечно, необходимо придерживаться правильного составления урока в смысле напряжения и постепенного увеличения количества упражнений. Кроме того, включение соответствующих упражнений в программу должно быть строго продумано, чтобы не было упражнений, развивающих одну и ту же группу мышц, и чтоб они соответствовали индивидуальному развитию занимающегося. В дни, свободные от тренировки или других (повторных) занятий на ковре, полезно проделывать утренние упражнения вечером за 1 час до ужина при отсутствии его за час до сна, при этом можно усилить напряжение и прибавить количество упражнений. При выборе упражнений не следует забывать о дыхательных упражнениях, так как дыхание тесно связано с работой, а тем более с тренировкой.
О создании для занятий гигиенических условий и вообще соблюдении правил гигиены в личной жизни говорить не приходится - нам всем это знакомо, исполнять же это необходимо.
Основные положения. Если служебные занятия требуют уделения других часов суток, то наши занятия можно переносить сообразно этим условиям, но необходимо помнить следующие основные положения: норма сна взрослого человека 7 - 9 часов в зависимости от состояния здоровья и количества работы. Рекомендуется раньше ложиться и раньше вставать. Ложиться примерно часов в 11, Зарядку проделывать натощак. В зависимости от квартирных условий лучше проделывать раздетым (не забывать проветривать предварительно помещение), после упражнения полезно обтереться водой комнатной температуры и вытереться жестким полотенцем. Повторными упражнениями или тренировкой заниматься после завтрака можно через 1,5 часа, а после обеда через 2 - 2,5 часа. Оканчивать упражнения вообще до еды за 20-30 минут. При плохом самочувствии или недомогании вследствие болезненного состояния, заниматься нельзя.
В смысле питания следует придерживаться своей привычки в потребности организма.
Можно считать хорошей смешанную пищу, при этом желательно сдабривать ее побольше молоком, овощами и фруктами. При правильном питании необходимо воздержание (не есть больше того, чем требуется для утоления голода нормально). Перед сном есть не позже, как за 1-1,5 часа. Не употреблять большого количества жидкости. Пища должна заключать в себе питательные вещества, способствующие развитию деятельности организма. Мерой питательности вещества служит калория. Человеку в день требуется 2500-3000 калорий (количество калорий зависит от многих индивидуальных причин), при увеличенной физической работе требуется 4000 и больше калорий. Привожу выдержку из книги д-ра Лоренца: „Гииена телесных упражнений", где он дает очень, ясную (в нашем представлении) оценку питательных веществ, выраженных в калориях: «Для правильной оценки питательных веществ необходима определенная мерка. Наука установила ее в калориях. Для оценки пищи достаточно понятия „большая калория", которая обозначет количество тепла, необходимого для нагревания одного литра воды на один градус Цельсия. Представление о калории в практическом отношении может встретить затруднение. Поэтому целесообразно дать калории реальное обозначение. Если дело идет о питании при спорте, то практически питательный масштаб можно приурочить к 1-му грамму картофеля, так как грамм картофеля очень близок к питательной ценности большой калории. Поэтому под одной калорией можно представлять себе питательность одного грамма картофеля. Профессор Рубнер (Берлин) установил следующие средние цифры: один грамм белка или содержащих азот веществ дает 4,1 калории, один грамм жира или масла дает 9,3 калории, один грамм углеводов дает 4,1 калории. Пользуясь цифровыми данными этой выдержки, можно легко, по калориям довольно ясно представить себе питательность тех или других продуктов.
При занятиях тренировкой в смысле напряжения следует придерживаться кривой обычного урока. Для этого вначале следует брать подготовительные упражнения или повторять более трудные приемы, совершенствуясь в быстром и чистом техническом их проведении. Затем после небольшого отдыха приступать к тренировке. Сначала проделать несколько отдельных схваток, разбирая ошибки каждой, а затем взять на время 1- 1,5 минуты беспрерывно. Разбор недостатков делать по окончании назначенного времени. Сообразно с подготовленностью организма время тренировки-состязания постепенно увеличивать. Но делать это следует очень осторожно, чтобы не переоценить свои силы. Нормальным считается, когда борец по окончании установленного времени тренировки-состязания имеет еще запас физической силы для проведения еще 1 - 2 схваток. В конечном результате доходить до б - 8 минут беспрерывной тренировки. После окончания схваток или тренировки на ковре каждый раз, сходя с него, не садиться тотчас же для отдыха, а проделать успокаивающие упражнения. Обычно тренирующиеся всегда начинают схватку очень горячо, а поэтому быстро расходуют свои силы (хватает на 1 - 2 минуты), и уже для проведения последующих схваток требуется продолжительный отдых, но все-таки схватка и после этого проходит тяжело.
Такое ведение тренировки совершенно неправильно: силы расходуются в небольшой период времени почти все, не говоря уже о том, какой опасности тренирующиеся подвергаются.
Занимаясь тренировкой самостоятельно, всегда необходимо помнить об экономии сил, так как при отсутствии инструктора приходится самим выполнять часть его функций.
Тренироваться следует 2 - 3 раза в неделю.
При самостоятельных занятиях, кроме практических указаний «Тактики применения приемов» (см. раздел ИСКУССТВО САМБО), помнить:
1. о правильном расходовании своих сил;
2. о недоведении приемов до конца (рычаги, выверты, дожимы);
3. не проводить приемов рывками на основах, указанных в п. 2.
Тактика применения приёмов
В этой главе даются основные указания по тактическому применению приемов, нарушавшиеся чаще всего при практических занятиях тренировкой. Эти указания применялись многими довольно слабо, с недостаточной четкостью, а некоторыми и вовсе не применялись, благодаря чему борьба выливалась в силовую, опасную и с неопределенными результатами возню.
Поэтому я даю объяснение значения тактического применения приемов и подробное объяснение указаний для занимающихся. При дальнейшей работе каждый борец, основываясь на данных указаниях, сам развивает и совершенствует более излюбленные и свойственные ему способы, сообразно индивидуальным наклонностям, физическому состоянию и характеру.
Значение тактики при применении приемов можно до некоторой степени сравнивать с работой головного мозга при координации наших движений, так как в обоих случаях физическая работа управляется психическими качествами, а степень успеха зависит от развития последних. В этих случаях для достижения успеха пользуются принципом: „с наименьшей затратой энергии получить больше результатов".
Главным результатом борьбы считаем победу, а ее-то и должно получить с затратой наименьшего количества энергии. Достижение этого зависит от психических качеств, направляющих в известный момент определенные разученные навыки; кроме того, чём удачней выбран момент, тем меньше потребуется энергии.
Если же этот момент выбран неудачно или не использован как следует, то для достижения победы потребуется очень много физической работы, и последняя примет характер чисто силовой. Стремление борца всякой дисциплины - фехтование, борьба, бокс и т. д. - выражается в экономии своей энергии, в частности в стремлении напасть на противника врасплох, т.е. воспользоваться его неподготовленностью, промахом и более слабыми, уязвимыми местами, открытыми ли самим противником без принуждения другой стороны, или открытыми вследствие некоторых комбинаций, примененных к нему.
Таким образом, применению приемов должен предшествовать тактический подход, во избежание завязки единоборства на силу, которая не всегда дает определенные практические результаты в смысле победы.
В „самозащите" больше, чем в какой-либо другой дисциплине, необходимо разумное управление своими действиями и приобретенными навыками для достижения определенных целей.
Практические указания
Ниже изложенные основные указания по тактическому применению приемов рассчитаны на начинающих или малоопытных, борцов, которые без этих указаний обычно приходят к этим положениям в результате продолжительной и беспорядочной работы, с возможными нередко повреждениями.
Состязающиеся, выходя на ковер, должны помнить и следовать следующим, чаще всего встречающимся в нашей практике, указаниям:
1.Ознакомиться с физическими и психическими качествами противника.
2.Не делать бесцельных движений.
3.Не напрягаться, когда в этом нет необходимости.
4.Показывая обман, стремиться к достижению цели его - введению противника в заблуждение.
5.К пассивности противника относиться осторожно.
6.При активности противника быть хладнокровным, а при схватке не терять ориентации.
В следующем документе мы рассмотрим эти указания подробнее, по пунктам.
Подробное рассмотрение указаний
1.Ознакомиться с физическими и психическими качествами противника
Ознакомление с противником начинается с выхода его на ковер, где следует обратить внимание на рост и телосложение противника. При большом росте противника, обычно, удобно из стойки производить захваты за ноги его, в схватке же с небольшим противником обладающий быстротой нападающий делает этот захват чисто.
Сложение имеет значение в приемах, требующих применения большого усилия, к каковым относятся: захваты за ноги с подниманием на себя и др., требующие крепких мышц спины и живота (поясницы).
Ознакомление с психическими качествами противника имеет ещё большее значение. Тактика по отношению к противнику, в зависимости от выявленных его психических качеств, подробно излагается ниже, в характеристике пунктах 5 и б.
2. Не делать бесцельных движений
Под бесцельными движениями подразумеваются те движения, которые не имеют определенного назначения и не дают определенных результатов для производящего их.
Сюда, конечно, не относятся различные движения, которые хотя и не показывают на желание провести известный прием, но имеют свою цель. Например, когда противник не работает на быстроту, можно попробовать задергать его быстрыми, без определенного назначения движениями, вследствие чего он может потерять самообладание, и потом уже легко провести прием.
3. Не напрягаться, когда в этом нет необходимости
Постоянное и ненужное напряжение утомляет и изматывает состязающихся, кроме того, в некоторых случаях оно способствует, например, при выводе из равновесия, открытию намерений по отношению к противнику. Хотя, на основании практики, можно сказать, что последнего особенно опасаться не приходится, так как это возможно лишь при очень тонкой работе противника, все же усиление напряжения допустимо только при производстве приема, защите и обмане.
4.Показывая обман, стремиться к достижению цели его - введению противника в заблуждение
Показывая обман, начинающие или мало работавшие борцы большею частью замазывают его, т. е., схватив противника для проведения определенного приема, тотчас же отпускают его. Противник часто не успевает понять этого действия и совсем не отвечает на него, как будто приема и не было. Такое проведение обмана нужно считать неудачным. Поэтому необходимо выдержать до начала ответа на прием (обман) со стороны противника и лишь после этого переходить на другой прием.
5. К пассивности противника относиться осторожно
Пассивность, особенно при хладнокровии противника, очень загадочна. Ее нельзя считать только за боязнь, она и судьями не считается за отрицательное поведение противников, так как пассивность противник, может быть, считает необходимым по своим тактическим соображениям. Например, противник, вполне надеясь на применение защиты против приема нападающего, считает для себя наиболее удобным и легким после защиты захватить его на прием. Если же выяснится, что пассивность противника является следствием боязни, и что он избегает
захватов, то делать захваты за голову или за руки для проведения приема не имеет смысла, так как он быстро будет срывать их, зато, как обман, эти захваты могут в данном случае хорошо пройти.
6. При активности противника быть хладнокровным, при схватке не терять ориентации.
По началу ведения схватки видно, чего противник больше придерживается: активности или
пассивности ведения ее, хотя то или иное поведение противника может быть характерным
только для начала схватки, а в дальнейшем он изменяет свое поведение.
Активность со стороны противника указывает, отчасти, на уверенность его и требует от другой стороны сохранения полного хладнокровия для проведения правильной защиты и использования представившегося удобного момента для приема, для чего в схватке не терять ориентации.
Во время схватки необходимо также учесть и хладнокровие противника. Хладнокровие чувствуется с самого начала схватки. Если только противник выдерживает его и дальше, оно не особенно приятно действует на партнера, так как чувствуется внимательность противника и возможность с его стороны использования всякого удобного момента, поэтому невольно приходится самому быть осторожным.
Теперь стоит еще разрешить очень важный вопрос технического порядка, как работает противник:
а) на одних приемах (без обманов);
б) на приемах с обманами;
в) на комбинациях..
A. Работа на одних приемах быстро определяется после нескольких захватов. Эта работа тяжеловесная, силовая, а по результатам для другой стороны самая безопасная.
Б. Работа на приемах с обманами или, как мы называем, работа на технику - хорошая работа. Ее ведут более опытные работники, к тому же много силы в этом случае не применяется, качество же ее увеличивается в зависимости от быстроты ведения, в результате чего она становится опаснее для противника.
B. Работу противника на комбинациях сразу узнать трудно и опасно, так как можно легко получить поражение, а потому необходимо постепенно анализировать все схватки. Эта работа считается отличной.
Если противник не сразу показывает свою работу, а желательно ее определить, нужно сделать некоторые испытания его знаниям и умению пользоваться ими, разобрав внимательно, по пунктам, тактические указания; необходимо в последующих тренировках привыкать к использованию всего этого материала.
Если, сначала будет казаться трудным охватывать все, необходимо вернуться к урокам тренировки, где проходится постепенная подготовка борца (трудность будет особенно остро чувствоваться не проходившими систематических занятий по „Руководству").
Впоследствии все указания будут восприниматься легко, и некоторые борцы, на основе их, будут совершенствоваться, и вырабатывать в дальнейшем свои методы, соответствующие их способностям и желаниям.
Тренировка тактических подходов интересна для занимающихся, и, чем больше мы работаем и совершенствуемся в ней, тем она становится интереснее. Иногда распознавание некоторых качеств противника дается довольно трудно, несмотря на всех старания. Это может происходить по двум
причинам:
1.при неправильном подходе с нашей стороны;
2. при работе с очень опытным противником.
О первом случае говорить не приходится, так как он ясен сам по себе. Переходя ко второму пункту, я дам раньше всего общий совет: надо всегда принимать во внимание, что знание одной стороной известных подходов для достижения цели не исключает возможности таких же знаний, а может быть, и больших и с другой стороны. Понятна поэтому трудность определения качеств такого противника, который старается не раскрывать их и достигает этого при простом подходе к нему другой стороны. Такая работа является началом самостоятельного совершенствования борца на основе указаний. К совершенствованию борца следует отнести также уменье заставить противника путем известных своих действий:
а) принимать соответствующие удобные для себя положения;
б) принудить его проводить определенные активные действия, подготовляя себе как в первом, так и во втором случае удобный момент, решающий схватку поражением противника.
На первый взгляд может показаться, что для этого достаточно сделать: в первом случае обман, а во втором - даться на прием, но это не так. В первом случае простого обмана здесь мало, так как момент, полученный в результате обмана, слишком короток, кроме того, он может смазаться при попытке к использованию его, да и, кроме того, противник не. всегда поддается обману. Нам же нужно получить длительный и более верный момент; для этого нужно усыпить бдительность противника, путем продолжительной и серьезной работы на одних пунктах, и только в процессе этой работы может получиться нужный нам момент для проведения приема в других пунктах.
Во втором случае «даться на прием» - это значит выехать на защите, или, при некотором искусстве, на комбинации. Но такая тактика не всегда приносит положительные результаты. Противника нужно навести на ложную оценку своих качеств или тактики, благодаря чему он будет проводить активно соответствующую тактику.
Вообще должен сказать, что знание намерений (действий) противника, хотя бы и не приятных для себя, уже есть часть победы или шанс для нее....... Дальнейшая практическая работа научит отыскивать пути и средства для использования слабых мест противника.
В заключение я дам еще один совет, который может принести некоторую пользу. Это самый подробный анализ каждой своей неудачи, который является лучшим предупреждением на будущее время от подобных ошибок. Мне несколько раз приходилось наблюдать, с каким внутренним неудовольствием товарищи разбирают свои ошибки при поражении, стараясь отделаться от разбора как можно скорее и в то же время найти некоторое оправдание и утешение для себя, часто приписывая свои ошибки простой случайности. Такие товарищи не обращают при этом внимания на то, что случайности у квалифицированных борцов вообще бывают редки, у них же они случаются, чуть ли не все время.
Если целью занятий ставится достижение положительных результатов, то и работать надо серьезно.