Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Категория: Российские воинские системы Опубликовано 28 Февраль 2018
Просмотров: 2652

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1Обучающая программа, предлагаемая читателю на страницах книги, базируется на современных научных исследованиях в области анатомии, физики, физиологии и биомеханики в части технического освоения приемов и на теории деятельности в части их тактического применения в различных ситуациях. Обучающая программа может быть использована как для самостоятельного изучения, так и для совершенствования базовой техники рукопашного боя.

 

 

 

 

 

ОБ АВТОРЕ

Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.
С 1982 по 2002 год занимается научно-исследовательской деятельностью, которая проводится на базе Краснодарского военного училища ВВКИУ РВ МО. Научно-исследовательская деятельность А. А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А. А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А. А. Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Защита и служение Родине – России».

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Рукопашный бой (РБ) – это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнение задачи.
Человек (боец) рассматривается в РБ как психобиомеханическая система, т. е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.
В процессе изучения РБ как дисциплины прививаются навыки и умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.
Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью – преодолеть воздействие любого противника.
Живучесть – способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма – сохранять, т. е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.
В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.
Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою: I фаза – встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

II фаза – сближение (принятие решения по способам воздействия);

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

III фаза – завершающая – финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Формы рукопашного боя:
– бой без оружия – собственно «рукопашная схватка»;

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

– бой с оружием, подручными средствами.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Виды рукопашного боя:
– боевой или условно боевой;

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

– спортивный;

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

– демонстрационный;

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

– показательный.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рукопашный бой:
– индивидуальный;
– групповой, массовый.

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:
– атакующие действия;
– защитные действия;
– контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).
В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:
– приемы боя без оружия;
– приемы боя ножом;
– приемы боя малой лопатой;
– приемы боя пистолетом;
– приемы боя автоматом.
Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1):

Таблица 1
Порядок проведения занятий

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующего комплекса приемов.
Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:
– атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;
– защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;
– контратакующие приемы и действия обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:
– атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;
– защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;
– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:
– невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;
– вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;
– вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;
– вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;
– вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;
– освобождения от захватов: за кисти рук, локти, грудь, плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживающую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;
– обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;
– связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;
– болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.
Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.
При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.
Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).

Таблица 2

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 1

 

 

 

 

 


ГЛАВА 1
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.
Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).
Каждое из занятий имеет свою цель, время, содержание, особенности в методике проведения и главным образом решает определенные задачи.
Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7—10 минут (15–20 минут).
В ходе нее решаются следующие задачи:
– сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;
– подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.
Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2–3) строевых приемов, командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.
В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2–3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.
При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.
Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5–2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.
Содержание основной части учебного занятия представляет собой:
• изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;
• совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;
• комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.
Задачами основной части занятия являются:
• Обучение основам техники приемов рукопашного боя.
• Обучение основам тактики рукопашного боя.
• Развитие специальных и психических качеств.
• Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:
– быстро меняющаяся тактическая обстановка;
– изменение погодных условий;
– ранения.
• Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.
Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35–40 минут, а при двухчасовом – 65–70 минут.
В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно.
Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные – до 25 человек), с примерно одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.
Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.
Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2–3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу или по срокам службы, или по уровню обученности.
Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разделенные на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10–15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).
Для проведения основной части по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа, на каком учебном месте, какие приемы отрабатывает.
Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5–6 минут (10–15 минут) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 минут (50–60 минут) разучиваются новые приемы.
Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.
В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения и проводится двумя основными способами.
Первый поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия, а также кратковременные учебные схватки (используют 4–5 точек).
Второй – единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.
Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3–5 минут (5—10 минут).
Заключительная часть решает такие частные задачи, как:
• Приведение мест занятий в порядок.
• Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.
• Подведение итогов.
В ходе него руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.
• Кроме того, руководитель дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.
От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых, по отношению ко всему времени занятия.

ПРИМЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЕМУ РУКОПАШНОГО БОЯ

Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.
Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.
Для ознакомления с приемом руководитель должен:
а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;
б) показать прием в боевом темпе;
в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.
Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различными видами оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;
г) показать прием еще раз в медленном темпе (подразделениям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара – делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу – делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий – делай ТРИ»;
д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения».
На ознакомление необходимо затрачивать не более 1–2 минут (3–4 минуты).
При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.
Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6–8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.
Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.
При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.
Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.
В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.
Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.
Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).
Например:
• для изготовки к бою – «К бою ГОТОВЬСЬ»;
• для нанесения укола на месте – «КОЛИ»;
• для нанесения укола в движении – «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;
• для нанесения ударов – «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.
Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.
Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.
Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2–3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2–3 – основная и заключительная части приема.
Выполнив прием 2–4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.
После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.
Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.
Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.
Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.
В этом случае, руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой, а вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз», затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два», после чего обозначили контратакующие действия на счет «три».
Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ

Рукопашный бой в силу объективных причин: активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приемов и действий предполагает появление возможных травм и повреждений у занимающихся.
Поэтому постоянное внимание руководителя к вопросу профилактики травматических повреждений, высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря позволяют избежать травматизма.
С этой целью руководитель обязан:
– постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину и организованность на занятиях;
– соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием в движении;
– следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки; применять ножи с надетыми на них ножнами, малые лопаты с чехлами, автоматы с присоединенными штык-ножами, вставленными в ножны;
– при выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку, и не допускать падения на него;
– следить, чтобы при обучении приемам обезоруживания, освобождения от захватов болевые приемы в процессе динамики ответных действий проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» немедленно прекращались;
– приемы нападения (уколы, тычки, удары) только обозначать;
– постоянно осуществлять контроль за пульсом, давлением, потоотделением у обучающихся, а также следить за окраской их лица, реакцией его глаз, координацией движений с целью определения индивидуальной нагрузки.

ПРИЧИННЫЕ ФАКТОРЫ ТРАВМАТИЗМА

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1


ПОРЯДОК УСЛОВИЙ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

При проверке качества выполнения приемов рукопашного боя проверяющим назначаются приемы, предусмотренные настоящим разделом из следующих видов боя:
– приемов боя без оружия;
– приемов боя с ножом;
– приемов боя с малой лопатой;
– приемов боя с пистолетом;
– приемов боя с автоматом, которым соответствуют специальные приемы и действия с данным видом оружия.
Проверка подготовленности военнослужащих по выполнению приемов рукопашного боя производится на ровной, но различной по покрытию площадке в течение одного дня.
Выставленж оценки производится двумя способами.
1. Военнослужащие выстраиваются по парам в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6–8 шагов с интервалом 2–3 шага. Затем по команде проверяющего первая пара выходит вперед и выполняет поочередно прием, после чего возвращается в строй. Далее по команде из строя выходит вторая пара. В таком порядке прием выполняет весь личный состав подразделения. После первого приема выполняются второй, третий и т. д.
2. При поточной организации проверки военнослужащий поочередно выполняет назначенные приемы рукопашного боя на заранее расставленных партнерах, действующих за «противника», или чучелах.
Командир подразделения подготавливает обстановку для проверки. Для этого он назначает и инструктирует военнослужащих, действующих за противника, и выставляет их на площадку, расставляет чучела и подготавливает соответствующее оружие, определяет порядок движения при выполнении приемов.
Проверяемый самостоятельно по команде «ВПЕРЕД» выполняет назначенные приемы рукопашного боя и затем останавливается в конечном положении. Проверяющий в ходе выполнения военнослужащим приемов выставляет в ведомость оценки. Закончивший упражнение становится в строй на свое место.
Качество выполнения приемов рукопашного боя оценивается следующим образом:
«отлично», если прием выполнен согласно описанию, уверенно и быстро;
«хорошо», если прием выполнен согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки;
«удовлетворительно», если прием выполнен согласно описанию, и доведен до завершения, но были допущены значительные ошибки: сделана остановка там, где требуется слитность движений рук и ног при принятии поступательных движений противника, допущена потеря равновесия при перемещении;
«неудовлетворительно», если прием не проведен в соответствии с описанием, грубо искажен и не доведен до завершения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

Практика показывает: предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепляться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.
В начале разучивания техники приема он осваивается в общих чертах, т. е. анализ и оценка его выполнения не должны быть слишком подробными. Поэтому не следует подмечать и устранять у отдельных занимающихся все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале более существенные, а затем незначительные.
При групповом методе обучения вначале следует показывать и устранять ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (с помощью персональных указаний и замечаний без остановки процесса обучения).
Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала приема, выполненного с ошибкой, а затем приема без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятий.
При указании рекомендаций в процессе обучения необходимо творчески применять и учитывать:
• дидактические принципы и методы обучения;
• знание обучаемыми техники выполнения приемов;
• правильную организацию учебных занятий;
• состояние воинской дисциплины и порядка.
С целью большей объективности и создания единого, наиболее оптимального подхода к оценке качества выполнения приемов рукопашного боя целесообразно конкретизировать настоящее содержание приемов понятиями «незначительные» и «значительные» ошибки в технике их выполнения, которыми следует пользоваться при выведении оценки.
Вс кий прием имеет:
1. Начало (исходное положение).
2. Направление и амплитуду движения рук, ног.
3. Конец (результат выполнения).
Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому невыполнение любого из них является значительной ошибкой.
Под значительными ошибками надо понимать те, которые нарушают логическую целостность приема, последовательность выполняемых действий. «Незначительные» же ошибки в технике выполнения приема не нарушают его целостность.
Ниже излагается перечень незначительных и значительных ошибок, характерных для основных приемов рукопашного боя (табл. 3).

Таблица 3

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1


ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ

Учебные места занятий должны иметь страшный вид, чтобы они производили должное психологическое впечатление на готовящихся к войне людей.
Наличие инвентаря и оборудование мест занятий должны качественно влиять на подготовку военнослужащих, так как следует исходить из того, что используемые устройства и инвентарь должны обеспечить обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих форм рукопашного боя по принципу от простого к сложному.
Поэтому на площадке для рукопашного боя должны быть выделены места для обучения следующим приемам и действиям.
Приемам боя без оружия, где происходила бы тренировка следующих приемов:
– передвижение без оружия;
– приемы самостраховки;
– удары рукой и ногой;
– защита от ударов рукой и ногой.
Данное место используется в начальном периоде обучения, где должна быть подготовлена ровная и мягкая (травянистая или из песка и опилок) площадка. На этой площадке должен быть инвентарь, который позволит максимально использовать возможности данного вида рукопашного боя (боксерские мешки, набивные и насыпные груши, чучела, мягкая наковальня и т. д.).
Приемам боя с оружием. Соответствующее место обучения будет использоваться в последующих этапах обучения, так как применяемое оборудование будет обеспечивать обучение личного состава всем приемам и действиям соответствующих видов рукопашного боя (ножом, малой лопатой, автоматом, пистолетом).
В целях воспитания психологических качеств и лучшего формирования двигательных навыков данное место обучения должно быть более жесткого покрытия (грунт, асфальт), чем место начального периода обучения.
Используемый инвентарь должен позволить максимально использовать возможности штатного оружия. Таким образом, место оборудуется:
– стационарными и передвижными чучелами; различного рода мишенями (подвижными и неподвижными);
– тренажерами и т. д.
Места для проведения комплексной тренировки с целью закрепления вновь приобретенных двигательных навыков и совершенствования ранее изученных с обязательным рассмотрением вопросов тактической подготовки, оборудуются двух типов: в виде полевого и городского опорных пунктов. Они должны быть приспособлены к местности таким образом, чтобы способствовать отработке приемов уничтожения противника в рукопашных схватках в зависимости от профессиональной прикладности данного подразделения в целях психологического закаливания личного состава.
В связи с курсом тактико-специальной подготовки подбирается соответствующее полевое оборудование.
Система обучения военнослужащих определенным видам рукопашного боя, выделенным в логически структурную схему, определяет соответствующую последовательность поэтапного прохождения мест занятий.
Таким образом, места занятий должны формировать физическую, тактико-техническую и психологическую готовность к действиям в рукопашном бою на любой местности, в любую погоду и в разное время суток.
В целях выработки уверенности в своих силах и способности выдержать все физические и нервно-психические нагрузки рукопашных схваток предусматривается использование штатного оружия и предметов индивидуальной экипировки.
Военнослужащие, систематически упражняясь на специально оборудованных местах, могут целенаправленно развивать необходимые боевые качества, изучать и совершенствовать технические приемы, а специальное оборудование позволит максимально использовать возможности рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫВЕДЕНИЯ ПРОТИВНИКА ИЗ РАВНОВЕСИЯ

Воснове техники русского стиля рукопашного боя лежит знание механики человеческого тела, умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удары. Тело человека – это сложнейшая рычажная система, насчитывающая десятки шарнирных соединений. За счет этого обеспечивается высокая подвижность и гибкость нашего тела, что позволяет совершать сложнейшие движения в пространстве. Однако подвижность суставов имеет определенные границы. Выполнение каких-либо движений за рамками этих ограничений невозможно, а принудительное их выполнение под воздействием внешних сил вызывает острую, вплоть до шока, боль. Если движение не остановлено, то травма неизбежна. Например, локтевой сустав позволяет сгибать предплечье относительно оси плеча от небольшого отрицательного угла в 2–5 градусов до угла, превышающего 120 градусов, поворачивать предплечье вдоль продольной оси в обе стороны, что в сочетании с подвижностью лучезапястного сустава позволяет описывать кистью руки сложные круговые и спиральные движения.
Однако попытка сгибания руки в сторону, противоположную локтевому сгибу, вызывает резкую боль, а при достаточном усилии приводит к разрыву связок и увечью.
Знание границ подвижности каждого сустава, особенно конечностей, позволяет использовать их для управления противником с помощью болевых воздействий. Чтобы вызвать максимальную боль и при этом затратить минимум собственных сил, используются рычаги. Основными элементами рычага являются точка опоры и плечи сил. В зависимости от взаимного расположения точки опоры, силы, совершающей работу, и противодействующей силы в механике рассматриваются три типа рычага.
Для преодоления противодействующей силы необходимо либо увеличить силу, совершающую работу, либо увеличить длину ее плеча. В рукопашном бою силой, совершающей работу, является прикладывание к противнику усилия, а противодействующей силой – усилие противника. Поскольку ваши силовые возможности почти всегда ограничены, а бой может вестись с более сильным противником, основным способом работы с помощью рычагов является перемещение точки опоры. В качестве точки опоры можно использовать вторую руку, плечо, бедро, голень, предметы на местности (столб, угол здания, кромка траншеи, дерево и т. п.). Для приложения усилия к противнику используют в первую очередь руки и ноги. Усилия можно передавать также бедром, плечом, движением таза, головой. Целью воздействия является нанесение поражающих ударов противнику, выведение его из равновесия и бросок с последующим нанесением ударов или связыванием.
Условием равновесия человека является размещение вертикальной проекции вектора силы тяжести в пределах опорной площадки.
Поскольку общий центр тяжести человеческого тела находится в районе таза, управление равновесием осуществляется перемещениями таза и опорной площадки.
Соответственно для того, чтобы вывести противника из равновесия, необходимо:
– не допустить возможные перемещения опорной площадки;
– вывести проекцию вектора веса (Р) за пределы опорной площадки.
Не существует особых законов движения для живого мира. Все они подчиняются законам классической механики. Поэтому рукопашный бой с точки зрения механики представляет собой физическое явление, сущность которого проявляется во взаимном механическом силовом противодействии физических объектов (противников друг с другом)!
Для успешного понимания иллюстрируем упрощенными схемами, уравнениями механики и фотографиями, где теоретические этапы рукопашного боя могут выражаться формой расчетных схем раздела сопротивления материалов, как сложного сопротивления (сжатия—растяжения, сдвига, кручения и изгиба в виде:
– изгиба со сжатием;
– изгиба с кручением;
– косого изгиба;
– изгиба с растяжением.
Динамическая система, чтобы существовать, должна развиваться, а чтобы развиваться, должна сочетать устойчивость с неустойчивостью. Одна из наиболее распространенных форм нашего мышления – тяготение к привычным, застывшим схемам решения задач, поведение статики.
На рис. 2 схематически изображена фигура человека, которую условно назовем «противник». Представим себе, что мы нападаем и наша задача – свалить противника.
Далее по фазам:
Фаза 1. Ситуация (рис. 2а, 2б).
В данном случае положение противника устойчивое, статичное. Вся система находится в равновесии. Противник в стойке опирается на обе ноги. Площадь опоры максимальная или близка к таковой. Вектор силы тяжести G направлен по центру опорной площадки.
Вывод: система находится в равновесии – положение устойчивое.
Фаза 2а. Выведение из равновесия (рис. 3а, 3б).
Начинаем выводить систему из равновесия. Сместившись слегка назад, мы нарушаем устойчивость опоры в точке А. Противник вынужден приподняться на носок, площадь опоры сократилась и приобрела треугольную форму, однако вектор силы тяжести G по-прежнему находится в пределах площади опоры. Усилие, выводящее систему из равновесия минимально – система испытывает действие только собственного веса G, помноженного на плечо.
Система не уравновешена, появился опрокидывающий момент.
Вывод: система динамична – положение ее неустойчиво.
Фаза 2б. Потеря устойчивости (рис. 4а, 4б).
Наши дальнейшие действия направлены на усиление нестабильности системы.
При нарушенной опоре системы в точке А действие силой F на плечо h намного облегчает опрокидывание системы.
Вывод: система динамична – положение системы неустойчиво.
Фаза 2 в. Решение (рис. 5а, 5б).
Меняем точку опоры системы с В на А.
Вывод: система динамична, положение системы крайне неустойчиво. Фаза 3. Финиш (рис. 6).

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 2

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 3

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 4

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 5

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Рис. 6
Осознанное применение законов механики при изучении движений человека, в конечном счете, направлено на изыскание способов совершенствования двигательных действий.
Суммируя сказанное в этом разделе, надо акцентировать внимание на том, что знание анатомо-биомеханических основ необходимо для ясного понимания внутренней структуры и смысла двигательных актов, происходящих в процессе рукопашного боя, а это, в свою очередь, является единственным надежным фундаментом для правильной организации и проведения занятий по подготовке к рукопашному бою.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3
БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ

Изучение базовых элементов рукопашного боя является необходимым условием успешного освоения предлагаемой системы рукопашного боя. Выполнение этого условия позволит в оптимально короткие сроки понять и освоить систему построения движений (при точном следовании методике обучения.
Базовые элементы в рукопашном бою включают стойку, перемещения в ней, акробатику, а именно: различные падения, перекаты, кувырки, перемещения, скольжения и др. Упражнений, которые входят в эти элементы, очень много, кроме того, каждый занимающийся может придумать дополнительно какие-то свои движения или упражнения, поэтому нет необходимости описывать как можно большее их количество. Мы предлагаем лишь некоторые основные элементы.


БАЗОВАЯ СТОЙКА

Базовая стойка – оптимально удобное положение тела, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (фото 1, 2).
При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный размер опорной площадки, ступни ног при этом параллельны. Положение легкого приседа (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает благодаря накоплению энергии упругой деформации в связках и мышцах готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям, с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40–45 градусов) способствуют равномерному распределению силы тяжести, а также выводу линии тяжести по центру опорной площадки.
Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол.
Руки при верхней рамке (фото 1) согнуты в локтевых суставах и находятся на уровне глаз. Локти слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы являются продолжением кистей рук и предплечий. При нижней рамке (фото 2) руки свободно располагаются вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечивает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или нанесении ему различных ударов.
Это базовая стойка, с которой мы начинаем работать, а изготовки к бою с оружием или без него – производные от базовой стойки.
Рабочая стойка аналогична предыдущей, только снимаем либо левостороннее, либо правостороннее сложение (фото 3), голова слегка опущена, либо смотрит по горизонту (очень похоже на боксерскую стойку), руки могут быть чуть впереди либо чуть ближе к туловищу, плечи спокойно опущены, спина прямая.
В связи с тем что антропологические данные у каждого человека свои, индивидуальные, мы не требуем жесткого подражания при выполнении того или иного действия, поэтому при отработке различных упражнений, в том числе и стойки, форма ее будет у каждого обучаемого (при соблюдении основных правил) своя, особенная.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 1

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 3

 


ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ

Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника, шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и другие. Рассмотрим один из основных способов перемещений – «шаг с подшагом».
Для совершения «шага с подшагом» необходимо:
– из базовой стойки или изготовки к бою (фото 4) подставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги и развернуться бедрами по направлению выбранного движения.
При перемещении влево присаживаемся на левую ногу, за счет таза подтягиваем правую ногу. При постановке пятки правой ноги на плоскость пола поднимается левая нога. Таким образом, мы становимся под углом к атаке противника и даже в случае пропуска удара обеспечиваем рикошет его ударных частей.
Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт.
Перемещение выполняется как в верхней, так и в нижней рамке (фото 5).
При переходе из левосторонней стойки в правостороннюю делается шаг с подшагом; нога, стоящая впереди, уходит за ногу, стоящую сзади (фото 6).
Существует такое упражнение, как движение по квадрату: мысленно рисуем квадрат, становимся в один из его углов, делаем шаг с подшагом, разворот на 90 градусов и перемещаемся по периметру воображаемого квадрата.
Важно отметить, что при обретении определенного навыка (мастерства) в поддержании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением противника, от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться лишь разворотом корпуса, скручиванием бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др.
Все предлагаемые упражнения, действия и движения относятся к базовым, а базовые знания необходимо усваивать досконально.Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 4

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 5

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 6

 

 


НИЖНЯЯ АКРОБАТИКА

Нижняя акробатика в рукопашном бою – это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях.
Нижняя акробатика включает в себя множество различных действий. Основные из них: безопасные падения, перекаты, кувырки (в спорте подобное называется самостраховкой), переползания, скольжения и
другие. Падения
Падения осуществляются: на грудь, на спину, на бок (влево, вправо), на спину с разворотом.
Эти падения тренируются на начальной стадии обучения из базовой стойки, в дальнейшем – из любого положения.
При падении на грудь (фото 7) необходимо:
из базовой стойки, опуская таз вниз, отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти должны быть разведены в стороны. Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев—пальцы—ладони—внутренние поверхности предплечий. За счет этого осуществляется плавная и бесшумная амортизация падения. Данное действие необходимо выполнять на выдохе, так как на выдохе мышцы расслабляются и легче воспринимать нагрузку. При падении руки должны переместиться на то место, где находятся ноги. Исходное положение – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. После падения пятки необходимо опустить параллельно полу, руки около лица либо возле груди, голова повернута набок.
При падении набок (влево, вправо) (фото 8) необходимо из базовой стойки скрутиться в бедрах и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо), приземлиться на руки, как при падении на грудь. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голова должна быть приподнята. Показатель правильности выполнения упражнения – бесшумность и мягкость. Необходимо также выполнять его многократно как подготовительное упражнение.
При падении на спину (фото 9) – из базовой стойки присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости от того, в какую сторону совершается падение) и «сесть», опустить таз на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бедром. В данном случае – правым бедром на левую пятку. Левая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину. После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце и перевернуться на всю спину, поджав под себя ступни ног. Этим поджатием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не упираться.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 7

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 8

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 9
Перекаты (влево, вправо)
Перекаты на начальном (базовом) этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кроме этого, они формируют у обучаемых такое качество, как ловкость.
Перекат на коленях (фото 10) осуществляется из исходного положения сидя на коленях. Для совершения движения, например, влево, необходимо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро. После этого повернуться на левое бедро, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу. Далее потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени.
Кисти рук во время движения постоянно находятся на коленях, а глаза смотрят за окружающей обстановкой.
Перекат лежа (фото 11) может выполняться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки.
Из положения сидя на коленях надо опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой. После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях. Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой. После этого сесть на оба колена.


Необходимо помнить, что локти во время перекатов не должны ударяться о поверхность. Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом.
При перекате в другую сторону движение начинается с поворота на противоположное описанному бедро.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 10

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 11

 

Кувырки
Кувырки (вперед, назад), продольный кувырок (фото 12) совершаются из основной (базовой) стойки или с колена. При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны делается шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки разводятся вперед и в разные стороны, а второй ногой осуществляется толчок.
Если мы хотим осуществить продольный кувырок вправо, опускаем правое плечо, входим в плоскость пола, касаемся его руками и как бы поглаживаем пол. При соприкосновении плеча с полом прокручиваем руку и по диагонали от правого плеча к левому бедру выполняем кувырок. После того как правая нога коснулась пола, вес тела переносим на правую. За счет разворота тазобедренного сустава встать в исходное положение.
При выполнении кувырков человек, боясь удара о пол «останавливает его руками», что категорически запрещается. Необходимо войти в плоскость пола под острым углом и провернуть ту часть тела, которая касается пола, вокруг собственной оси. Основная ошибка при выполнении кувырка – выполнение его по диагонали, что чревато повреждением позвоночника, поэтому выбирается траектория, чтобы не захватывался позвоночник.
Продольный кувырок для подбора предметов (фото 13) в основном выполняется аналогично предыдущему. Особенность состоит в том, что руки расположены не перпендикулярно относительно оси позвоночника, а практически параллельно. Данный кувырок выполняется с большей скоростью, так как угол входа более острый, чем у продольного кувырка. Аналог этого кувырка можно увидеть в быту – это шнек мясорубки. Представим, что впереди нас находится предмет и нам необходимо его поднять. Рука тянется по оси движения нашего тела. Необходимо, чтобы ладонь при входе была прижата к полу и скользила по нему.
Падение со скольжением (фото 14) выполняется из исходного положения – стойки нижней рамки. Нога входит с носка под острым углом, т. е. вкручиваем ногу, а руки идут к опорной ноге. После чего скользим на икроножной мышце, переходим на живот и принимаем положение, аналогичное падению лицом вниз.
Данное упражнение помогает на больших скоростях выполнять элементы самостраховки, не повреждая своего тела. В качестве добавления к упражнению может служить выход с помощью поворота тела вокруг собственной оси.
Основное требование при перемещении на нижнем уровне – чтобы нога не перескакивала через ногу. Стопы ног находятся на плоскости пола и не отрываются от него.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 12

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 13

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 14


Перемещения на нижнем уровне
Существуют различные перемещения на нижнем уровне. Их необходимо знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение (например, за укрытие), защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство и т. д.
Рассмотрим некоторые из них.
Подготовительное упражнение к упражнению «звезда» (фото 15).
Принимается исходное положение лежа в упоре руками и ногами лицом вниз. Начиная упражнение, необходимо (в данном случае) правую ногу, согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой. Опираясь на правую руку, развернуться телом через левое плечо навстречу движению правой ноги и принять положение упора в поверхность руками, ногами, а спиной вниз.
Выполнив данное упражнение, переходим на плоскость пола (фото 16). Руки находятся на груди, либо за головой. При переходе на живот, руки вытягиваются впереди себя. В данном упражнении работают не только ноги, но и таз.
Упражнение «велосипед» (фото 17) выполняется из исходного положения. Делаем падение с вращением и выходом на спину. Руки необходимо держать на коленях и не отпускать, подбородок прижат к груди. Для перемещения в левую (правую) сторону подтягиваем к себе одну из ног, другую вытягиваем. Руки касаются ног, нога тянет руку, рука тянет туловище, за счет этого происходит движение.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 16

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 17
Упражнение «переползание на животе» (фото 18) выполняется путем накатывания тела на плоскость пола.
Данное упражнение не требует больших физических нагрузок, здесь используются геометрия и перемещение центра тяжести нашего тела. Упражнение выполняется как на животе, так и на спине (фото 19). Показатель правильности выполнения упражнения – бесшумность.
Существует и второй способ перемещения на нижнем уровне. Руки располагаем на 19–20 см от подбородка, стопы ног максимально сдвигаем вперед. Поднимаем тело вертикально вверх и перемещаем его вперед (фото 20).

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 18

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1


Фото 21
Развивающие упражнения для пальцев – стойка на пальцах (фото 21). Каждую фалангу пальца выставляем перпендикулярно полу и переносим на них вес своего тела. Медленно переходим в положение упор лежа.
Стойка на запястьях (фото 22). Развернуть кисти рук к себе, выпрямить локти рук и пройти на запястьях несколько шагов вперед и назад.
Упражнение «крокодил» (фото 23). Грудь, таз должны находиться на высоте 10 сантиметров от плоскости пола. Руки располагаем шире плеч, ноги – на ширине плеч.
Упражнение «лягушка 1» (фото 24) выполняется аналогично упражнению «крокодил», но все члены тела закрепляются неподвижно.
Упражнение «лягушка 2» (фото 25). Исходное положение – сидя в полном приседе. Делаем прыжок вперед, пытаясь максимально распрямить тело в полете. Первыми касаются пола руки, затем стопы ног. Аналогично упражнению «лягушка 2» выполняется упражнение «лягушка 3», но в обратной последовательности.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 25
Упражнение «падение с вращением и переворотом на противоположный бок» (фото 26) выполняется из положения базовой стойки. Во избежание травмирования ладонь направляется книзу. Вторая рука находится в среднем положении: между ногами и головой. Ногу вытягиваем вперед и начинаем вращательное движение. Одноименная рука тянется за пяткой. Принимаем положение самостраховки.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1


Фото 26
Упражнение «тачка» (фото 27) выполняется двумя занимающимися. Один принимает упор лежа, другой садится в полный присед и берет напарника за ноги ладонями вверх. Руки выпрямлены и находятся на уровне глаз, спина прямая. У второго напарника все тело вытянуто и напряженно, как струна. После этого начинается движение. Рекомендовано при движении разговаривать или производить счет для работы диафрагмы.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 27
Упражнение «третий лишний» (фото 28) выполняется тремя обучающимися. Каждый из двоих берет третьего за руку и ногу. После этого (вариант 1) один из них отпускает напарника и страхует его при приземлении. Второй из удерживающих все это время контролирует ход проведения упражнения. Второй вариант предусматривает раскачивание третьего напарника и бросок его. Приземляется он на ноги. Главное в упражнении – отработка элементов самостраховки.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 28
Комплексное упражнение из шести элементов (фото 29) включает в себя падение, переворот, кувырок назад через правое плечо, опять падение и кувырок через левое плечо, подъем и прыжок в любую другую сторону.
Основные ошибки: при падении много шума – пальцы должны касаться пола очень мягко.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 29
Рассмотрим правильность выполнения кувырков, данное упражнение может быть и подготовительным упражнением (фото 30). Выполняем упражнение в плоскости пола, для рук используем полосу, начерченную на полу. Куда будут направлены руки, туда и будет выполняться кувырок. Скручиваемся, руку и таз прокручиваем под себя и производим кувырок. Ось позвоночника находится перпендикулярно нашим рукам. После этого возвращаемся обратно в исходное положение.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 30

 

 

 

ГЛАВА 4

УДАРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ

Врукопашном бою ударные элементы являются одной из важных составляющих, поэтому рассмотрению этого понятия – «удар» – и связанным с ним процессам стоит уделить серьезное внимание. Удар – совокупность явлений, возникающих при столкновении движущихся тел.
– Промежуток времени, в течение которого длится удар, обычно очень мал, а развивающиеся на площадях контакта соударяющихся тел силы очень велики.
– Действие ударных сил приводит к значительному изменению за время удара скоростей точек тела.
– Следствием удара могут быть остаточные деформации (повреждения) [1] на месте удара.
– Изменение скоростей тел за время удара характеризуется коэффициентом восстановления, т. е. живучести.
Удар является процессом настолько кратковременным, что исправить допущенные ошибки практически невозможно. Поэтому точность удара в решающей мере обеспечивается правильными действиями при отталкивании и предударном движении.
При рассмотрении понятия «удар» в рукопашном бою для нас важно следующее:
• На встречном движении при ударе (столкновении) тел их скорости складываются.
• Чем меньше площадь, на которую приходится удар, при прочих равных условиях, тем больше поражающий эффект при ударе.
• Время удара имеет прямую зависимость от массы тела, величины совместного смещения и обратную зависимость от силы удара.
Необходимо отметить, что удар является мощным средством внезапного поражения противника и часто, но далеко не всегда, решает исход боя.
Удары имеют три основных недостатка:
– удар сложно дозировать;
– при нанесении удара можно пораниться, что снизит боеспособность;
– одежда (особенно зимняя) и экипировка («разгрузка», бронежилет и т. п.) являются хорошей защитой от многих типов ударов.
Удары рукой (прямо, сбоку, снизу) наносятся из изготовки к бою. Шагом левой ногой вперед в сторону и подшагом правой, одновременно поворачивая таз и плечевой пояс справа-налево, перенося вес тела на впередистоящую (левую) ногу, нанести удар, фиксируя его сжатием пальцев в кулак (фото 31).

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 31
Удар ногой снизу прямо выполняется из изготовки к бою. Разворачивая таз по направлению удара, перенести тяжесть тела на опорную ногу, одновременно другую ногу вынести коленом вперед и быстрым разгибанием голени нанести удар (фото 32).

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 32

 

 


ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

«Личная техника безопасности – снижение процента травматизма разложением вредных сил на их составляющие»
Защитными действиями называются технические приемы, останавливающие атакующее действие противника на различных фазах его выполнения. Правильное сочетание блоков и перемещений позволяет защищаться от одного или нескольких противников. Способом защиты является «встреча» удара противника разложением вектора силы удара (рука-нога-предмет) на составляющие; выборе и взятии точки опоры – сместить центр масс за площадь опоры его ног, – закончить контакт.
Выделяют два класса защиты – динамическую и статическую. Динамическая защита характеризуется сопровождением движения противника, а статическая – противонаправленным сопротивлением. При выполнении динамической защиты боец может страховать себя добавлением элементов статической защиты, такой класс защиты назовем комбинированной.
Статические виды защиты проще для изучения и применения в боевых ситуациях, динамические – сложнее, но эффективнее, так как позволяют сразу же проводить контратакующие действия во встречной или ответной формах. Но в практических условиях часто применяют комбинированные защитные действия, что позволяет страховать свою защиту, применяя одновременно несколько защитных действий.
Мастерское владение защитными действиями придает организованность боевым действиям рукопашника и обеспечивает его необходимой в бою уверенностью в своих силах. Недооценка защитных действий отрицательно сказывается на комбинационности боевых действий, своевременном и целесообразном сочетании различных технических приемов, обеспечивающих неуязвимость в бою. Вместе с тем боец не должен быть уверен в абсолютной непроницаемости своей защиты. Защитные действия должны быть слаженными и своевременными, характеризоваться изменением скоростей ударяемого тела за время самого контакта, а настоящему мастеру присуща высокая пластичность в переходах от одного способа защиты к другому, от защиты к атаке и от атаки к защите.
Динамическая система, чтобы существовать, должна развиваться, сочетать устойчивость с неустойчивостью.
Зашита от удара рукой (фото 33, 34, 35, 36) и ногой (фото 37, 38, 39) выполняется из изготовки к бою. Шагом левой ногой вперед в сторону встретить кистью руки предплечье, голень (наносящий удар) противника с его внешней стороны в плоскости нанесения и подшагом правой ноги с одновременным вращением руки в сторону нанесения удара направить удар противника по касательной к своему телу. После чего произвести контратакующие действия.

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 37

 

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Алексей Кадочников. Русский рукопашный бой в 10 уроках. Часть 1

Фото 39

Авторизация

Реклама