Ушу

Категория: Ушу Опубликовано 04 Март 2014
Просмотров: 2724
Глеб МузруковГ.Н. Музруков – государственный тренер РФ по восточным единоборствам, президент Федерации УШУ России, заслуженный тренер России.
Именно в наше время приподнимается завеса тайны над одним из самых экзотических явлений культуры Китая – искусством ушу.
Ушу невозможно определить однозначно. Это и система единоборства и великолепная оздоровительная и профилактическая гимнастика, и способ познания окружающего мира и своей роли в нём.
Ушу отражает в себе, как в зеркале, всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры, истории и философии, являясь по сей день одной из самых эффективных систем физического и нравственного формирования личности.
Несмотря на то, что функция ушу в современном мире изменилась, и это древнее, некогда тайное искусство становится всё более доступным для людей, превращаясь из боевого искусства в массовый вид спорта и физической культуры, органично присущие ему философские и нравственные основы делают ушу уникальным средством совершенствования человеческой природы и общества.
Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу. Эти формы, появлением бронзового оружия эволюционизировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. – 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, зачастую, держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдалённо напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятников Китая. В памятнике эпохи Хань “Шицзин” (Книга песен), в “Оде о клеветниках”, встречается строка “У цюнь у юн”, которая может быть переведена как: “Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом”. В период Тан и Сун (618 – 1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда говорит, что Юз Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ ицюань.

Ушу
Фрагмент показательных выступлений по ушу.
 
Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цин. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу – “Цзисяо синьшу” (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивающееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах.
С появлением огнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведение его в соответствие с ценностными характеристиками “саньцзяо” - трёх основных философских школ Китая –Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие трактаты ушу как “Цюань и шу чжэнь”, “Багуцюань сюэ”, “Тайцзицюань сюэ”, “Син’ицюань сюэ” Сунь Фуцюаня, “Чэньши тайцзицюань тушо” Чэнь Синя, “Тайцзицюань цзин” Ван Цзунъюэ и другие.
В период восстания ихэтуаней ушу превратилась в мощный этно интегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань (кулаки согласия и справедливости) практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создаётся “Цзин у хуэй” - Ассоциация “Боевой дух”, по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводиться соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Мюнхене.
С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признаётся официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создаётся Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются “вечерние спортивные школы ушу” (ею ушу сюэяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.
В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеоплёнку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционного ушу и издать “Большой энциклопедический словарь китайского ушу”, где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.
В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан “Институт изучения ушу КНР” (Чжунго ушу юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.
Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.
Спортивное ушу включает практически все существующие в настоящее время стили и разновидноости этого древнего искусства, поскольку правила соревнований составлены таким образом, что бы позволить судьям, исходя из определённого набора параметров классифицировать и оценить по десятибалльной шкале любой из существующих видов ушу. Таким образом, деление на спортивное и традиционное ушу условно, и правомерно, скорее, подразделять ушу на спортивное и массовое, представляющее собой в КНР национальный вид физической культуры.
Ушу является сложно координационным видом спорта, оказывающим разностороннее воздействие на организм занимающегося. Многообразие ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия, даёт необходимые навыки самообороны. Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования, и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения. Всё это делает ушу чрезвычайно популярным среди практически всех возрастных групп.
В соответствии с Правилами соревнований по ушу, принятыми в КНР, ушу подразделяется на следующие виды: гуйдин таолу – стандартные регламентированные комплексы (в этот раздел входит чанцюань, наньцюань, тайдзицюань, цзяньшу, тайцзицзянь, даошу, наньдаошу, гуньшу, цяншу); чуаньтун ушу – традиционные комплексы ушу; дуйлянь – поединок с заранее определённой последовательностью движений; цзити бяоянь – групповые выступления; ушу-саньшоу – свободные поединки по ушу на помосте в защитном снаряжении; ушу-тайтзитуйшоу - свободные поединки с использованием техники тайцзицюань.
За последние десять лет ушу интенсивно развивается во всём мире. В 1991 году создана Международная Федерация ушу (IWUF), признанная Всемирной ассоциацией спортивных федераций (GAISF) и международным олимпийским комитетом (IOC). В международную федерацию ушу входит 112 стран, каждые 2 года проводится Чемпионат Мира, разработаны правила соревнований и классификационная программа. Для определения уровня спортивной подготовки занимающихся создана квалификационная программа и нормативы.
В России, на сегодняшний день, ушу является одним из самых популярных видов восточных единоборств. В 1989 году создана Федерация ушу России, объединяющая более 20 тысяч занимающихся из более чем 50 регионов России. Национальная сборная команда страны является сильнейшей в Европе и одной из самых сильных команд в мире. За прошедшие десять лет выращены несколько поколений российских мастеров ушу, которые неоднократно завоёвывали титулы чемпионов Мира и Европы.
Имена таких российских спортсменов, как Татьяна Куприянова (ЗМС, ЗТР, пятикратная чемпионка Европы, призёр чемпионата Мира), Ольга Долгих (ЗМС, двукратная абсолютная чемпионка Европы), Надежда Макарова (МСМК, двукратная чемпионка Европы), Роман Белавкин (МСМК, чемпион Европы), Андрей Багулин (МСМК, призёр чемпионата Мира), Маграм Курбанов (МСМК), Владимир Красюк (МСМК, двукратный чемпион Европы,серебряный призёр чемпионата Мира 2003 г.), Максим Федотов (МСМК, чемпион Европы) и многих других навечно вписаны в историю развития мирового ушу.
Воспитанницей отечественной школы ушу является и лучший европейский мастер ушу 20–го столетия (по рейтингу Международной и Европейской федераций ушу), Заслуженный мастер спорта, москвичка Екатерина Стенищева. На её счету 7 выигранных чемпионатов Европы, 2 золотые медали на чемпионатах Мира, более 52 золотых медалей на различных международных соревнованиях по ушу. В 2000 году, технический комитет международной федерации ушу включил российскую спортсменку в число 10-ти лучших мастеров ушу мира, и пригласил её в качестве демонстратора учебного фильма нового олимпийского соревновательного стандарта спортивного ушу.
Говоря о развитии ушу в России, нельзя не сказать Муниципальной экспериментальной школе при Правительстве Москвы, объединяющей в комплексе 2 школы: Общеобразовательную школу с углублённым изучением китайского и английского
И спортивную школу ушу, на базе которой тренируется сборная команда России по этому виду спорта.
 
Комментарий составителя.
Глеб Николаевич Музруков - Советник руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту. Мастер спорта СССР международного класса, 6-й дан ушу. Кинорежиссёр, автор и ведущий телепередачи «Путь Дракона» на канале «СПОРТ». Свободно владеет английским, французским, китайским и испанским языками.
В 80-х годах был инструктором рукопашного боя

Энциклопедия "Воинское Искусство и Путь воина". ООО "ВИПв"

Авторизация

Реклама