Программа спортивной подготовки - Организационно-методические указания

Категория: Борьба Самбо Опубликовано 17 Март 2014
Просмотров: 9191

Организационно-методические указания
2.1.1. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.
Работа спортивных школ планируется в следующих формах: общий годичный план, учебный план отделения, тематический рабочий план учебной группы, план каждого занятия.
Основными формами учебно-тренировочных занятий в спортивных школах являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в оздоровительно-спортивном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах.
Исходя из цели, занятия самбистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных самбистов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих самбистов и спортсменов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостаточном количестве официальных соревнований или с целью моделирования предстоящих стартов. С их помощью удается формировать у самбистов соревновательный опыт.
Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, а также от этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.
При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.
При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.
Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу.
В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых - преимущественно специальная физическая, техническая, тактическая подготовка самбистов.
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.
Задачей подготовительной части является предварительная организация занимающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач урока и др. Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка тренирующихся к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением дозируемых и непродолжительных физических упражнений. Подбор средств для подготовительной части занятия определяется задачами и содержанием основной части. Подготовительная часть занимает, как правило, 30-40 мин.

Программа спортивной подготовки
Время на каждую часть урока в зависимости от его типа распределяется соответственно в табл. 11.

В процессе тренировки квалифицированных юных спортсменов вместо подготовительной части занятия проводится разминка-комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых спортсменом с целью подготовки организма к предстоящей деятельности.
Разминка повышает функциональные возможности организма спортсмена, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей - «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки - повысить общую работоспособность спортсмена усилением деятельности главным образом вегетативных функций организма. Задача второй части разминки - подготовить спортсмена к выполнению первого тренировочного упражнения основной части занятия, «настроить» его на выполнение тех упражнений, которые специфичны для данной спортивной специализации и занимают главное место в основной части занятия. Общая продолжительность разминки - не менее 25-30 мин.
Содержание разминки перед соревнованием в принципе то же, что и перед тренировочным занятием, однако проведение разминки перед соревнованием имеет определенные особенности. Она начинается за 60-80 мин до старта и обычно состоит из трех частей: «разогревание», настройка на предстоящую работу; перерыв для отдыха и подготовки к выходу на место соревнования; окончательная настройка на месте соревнования.
Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части занятия, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части урока и постепенно снижается в последней трети. Комплексные занятия с параллельным решением нескольких задач оказывают на организм юных самбистов всестороннее и существенное воздействие.
Последовательность применения упражнений различной преимущественной направленности в основной части тренировочного занятия должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения на быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими упражнениями (особенно с силовыми и скоростно-силовыми). Ее продолжительность - 80-90 мин.
Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части урока-8-10 мин.
Преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия в спортивной школе зависит от года обучения, возраста, квалификации самбистов и задач тренировки. Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировки, режима учебы и отдыха. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности спортсменов, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса.
2.1.2. Характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков.
Возрастная морфология изучает изменение строения тела в связи с возрастом и функциональную обусловленность строения тела на разных этапах индивидуального развития (онтогенеза). Она решает следующие задачи:
а) выяснение общих закономерностей и частных проявлений процессов роста и развития организма в связи с особенностями влияния наследственности и среды;
б) установление наиболее благоприятных периодов, критических
для направленных педагогических воздействий и эффективного формирования тех или иных свойств и качеств организма;
в) определение среди морфологических признаков наиболее информативных показателей биологического возраста человека;
г) подразделение хода индивидуального развития организма на ряд
периодов по принципу внутригрупповой однородности показателей биологического возраста и отличий одного периода от другого – возрастная периодизация;
д) изучение тенденций роста и развития, характерных для определенной исторической эпохи (при сравнении показателей биологического возраста в сопоставимых группах людей, представляющих разные поколения).
Много внимания возрастная морфология уделяет акселерации развития, что объясняется высокой информативностью морфологических характеристик этого процесса, в первую очередь - размеров тела. Одной из актуальных задач возрастной морфологии служит также выяснение отличий роста и развития детей разных соматотипов (типов конституций). Эти данные, особенно результаты длительных (так называемых продольных) наблюдений за ростом и развитием детей и их родителей возрастная морфология использует для прогноза сроков наступления полового созревания, потенции роста тела в длину и развития двигательных качеств, что приобретает особую важность в юношеском спорте.
Возрастная периодизация. Согласно схеме возрастной периодизации постнатального развития человека, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 г., выделяется одиннадцать возрастных периодов.

Программа спортивной подготовки
Для нас в рамках временного периода обучения и тренировки спортсменов в спортивной школе интересны следующие границы возрастных периодов (табл. 12).

В данном временном промежутке границы возрастных периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин.
При выделении отдельных возрастных периодов учитываются морфологические критерии биологического возраста.
Биологический возраст ребенка определяется степенью приближенности организма в целом, а также его органов и систем к так называемому дефинитивному состоянию, возникающему при достижении организмом зрелости.
Среди морфологических показателей биологического возраста выделяют признаки общего (интегральные) и местного (локальные) значения. Интегральные признаки характеризуют биологический возраст с учетом размеров тела, особенностей окостенения скелета («костный возраст») и прорезывания зубов («зубной возраст»), а также вторичных половых признаков (возраст полового созревания). Локальные признаки характеризуют биологический возраст отдельной системы органов, отдельного органа или его компонента. Они неодинаковы для различных органов и систем организма.
При оценке биологического возраста чаще всего учитывают особенности внешности человека: состояние кожных покровов, характер развития волосяного покрова, размеры молочных желез у женщин, степень развития выступа гортани у мужчин и др.
Для каждого из критериев биологического возраста - внешнего (кожные покровы), зубного и костного - разработаны оценочные шкалы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологический (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.
Критерии зубного возраста у детей и подростков менее зависимы от влияния среды и поэтому более точно характеризуют хронологический возраст.
При определении костного возраста детей и подростков учитывается состояние различных отделов скелета. В диафизах трубчатых костей центры окостенения появляются внутриутробно, в эпифизах - лишь после рождения. Срастание эпифизов с диафизом происходит в 16-18 лет (с некоторыми вариациями для различных костей), причем у девушек несколько раньше, чем у юношей. Обычно костный возраст оценивается по рентгенограммам кисти, состоящей из большого числа костей, подвергающихся оссификации в раннем возрасте (головчатая и крючковидная кости - на 1-м году, трехгранная - в 3 года, полулунная - в 4 года, ладьевидная в 5 лет, кость-трапеция - в 6 лет, трапециевидная в 7 лет, гороховидная - в 12 лет).
Наиболее интегральной антропометрической характеристикой человека служит длина тела. У мальчиков к 17 годам длина тела увеличивается несколько больше (в 3,3 раза), чем у девочек (в 3,1 раза). Годичные приросты до 10 лет не зависят от пола, в 10-33 лет они выше у девочек, а в 13-17 лет у мальчиков. Если принять за 100% величину прироста длины тела от 7 до 15 лет и оценить в процентах долю прироста, то наибольший прирост длины тела у девочек отмечается в 11-13 лет, а у мальчиков - в 14-15 лет. Уровень прироста веса тела у девочек значительно больше, чем у мальчиков, в 12-13 лет и меньше в 14-15 лет.
Среди возрастных периодов особый интерес представляет подростковый возраст, охватывающий промежуток от 12 до 15 лет у девочек и от I 13 до 16 лет у мальчиков. Это период усиленного роста и развития детского организма, наиболее благоприятный для развития двигательных качеств. Однако основным содержанием подросткового периода является половое созревание.
Половое созревание - это морфофункциональная перестройка организма в ходе индивидуального развития в связи с приобретением им способности к продолжению рода. Для периода полового созревания характерны следующие особенности:
1) Увеличение годичных приростов размеров тела.
2) Половые различия в скорости роста. Активизация роста тела на- I
ступает раньше у девочек, чем у мальчиков, вследствие чего происходят
два «перекреста» ростовых кривых: первый говорит о начале полового
созревания у девочек, второй об активизации полового созревания у мальчиков (на фоне завершения этого процесса или состояния, близкого к нему, у девочек). Первый перекрест для городского населения нашей страны приходится на 10 лет 4 мес., второй - на 13 лет 10 мес. У детей различных этнических и территориальных групп отмечается сходство в сроках второго перекреста при некоторых различиях в сроках первого перекреста.
3) Изменение пропорций тела, выраженное в относительном укорочении корпуса и удлинении нижних конечностей.
4) Отставание приростов массы тела от приростов его длины, наиболее выраженное перед началом полового созревания.
5) Повышение изменчивости антропометрических признаков, в связи, с чем детей делят на ускоренно растущих и замедленно растущих.
Половое созревание у девочек проявляется более ярко, чем у мальчиков.
Качественно важным признаком полового созревания девушек является
первая менструация. В связи с тем, что у юношей столь яркого проявления половой зрелости не существует, многие связи между антропометрическими и физиологическими признаками полового созревания прослежены именно у девочек.
Половое созревание девочек. В проявлениях признаков полового созревания девочек отмечается следующая последовательность: 1) увеличение размеров таза; 2) округление бедер; 3) развитие молочной железы; 4) появление растительности на лобке; 5) оволосение подмышечных впадин; 6) первая менструация.
Активизация роста тела в длину (пубертатный скачок роста) происходит примерно за год до появления менструаций, а усиленное накопление подкожной жировой ткани - через год после ее наступления. В период становления менструальной функции к организму предъявляются высокие требования, адаптация к которым сопровождается снижением активности соматического роста и расходом энергии, аккумулированной в жировых депо организма.
Скачок роста у девочек в переходном возрасте наступает раньше, чем у мальчиков. Это свидетельствует о том, что девочки по срокам полового созревания опережают мальчиков. В среднем начало активизации роста тела в длину приходится на 9,6±0,1 года у девочек и 11,7 ±0,09 года у мальчиков при исходной длине тела соответственно 136,5±0,84 см (82,5% средней длины тела в 18-летнем возрасте) и 147,3±0,49 см (82%).
Прирост массы тела отстает от изменений его длины перед наступлением полового созревания. Возраст начала переходного скачка роста длины и массы тела расходится у мальчиков и девочек не более чем на 0,1 года. Однако если длина тела в этом возрасте составляет у девочек и мальчиков соответственно 82,5 и 82% длины тела в 18 лет, то масса тела достигает лишь 53,3 и 54,1% массы у 18-летних юношей и девушек.
Половое созревание мальчиков. В проявлениях признаков полового созревания мальчиков отмечают следующую последовательность: 1) увеличение полового члена и яичек; 2) оволосение лобка, начало перелома голоса (мутации); 3) кратковременное набухание грудных желез; 4) выступание щитовидного хряща и завершение мутации; 5) оволосение верхней губы, подмышечных впадин и первые поллюции (непроизвольное извержение семени).
Возрастные особенности костной системы. Морфологические изменения, претерпеваемые костью в процессе роста отражаются на ее прочности. Основная тенденция этих изменений заключается в накапливании костной ткани в период детства и замещении ею хрящевой ткани (1 стадия), затем в приобретении костью монолитного строения с исчезновением эпифизарных хрящей (2 стадия), а позже в незаметно начинающейся и прогрессирующей с возрастом убыли костного вещества (3 стадия).
Возрастные особенности соединений костей. Изменения суставно-связочного аппарата после рождения проявляются в неравномерном увеличении размеров суставных поверхностей, доразвитии их хрящевого покрова, а также в увеличении коллагенового компонента соединительной ткани и основного вещества хрящевой ткани. По завершении тканевой дифференцировки капсулы и внутрисуставных образований наступает охрящевление менисков, дисков и частично внутрисуставных связок и капсулы суставов. Эти перестройки не могут не влиять на механические свойства связочного аппарата суставов: с возрастом его прочность повышается. Одновременно возрастным изменениям подвергаются и действующие на суставы мышцы, в результате чего происходят возрастные изменения подвижности суставов.
Возрастные особенности мышечной системы. Рост скелетной мышцы определяется увеличением толщины и длины ее волокон (зоной продольного роста служат концевые участки волокон на границе с сухожилием). Внутримышечные прослойки соединительной ткани насыщаются с возрастом волокнистыми структурами.
Неравномерность роста отдельных мышечных групп, которая проявляется в возрастных различиях силы мышц, связана с постепенным совершенствованием движений тела. Общее правило таково: чем больше мышечная группа продвинулась в своем развитии, тем меньше годичные приросты ее силы в последующие периоды. Например, разгибатели туловища, обеспечивающие вертикальную стойку человека, к 8 годам достигают 39% своих силовых возможностей, характерных для 17 лет, а икроножные мышцы - лишь 23%. Поэтому от 8 до 17 лет сила разгибателей туловища увеличивается в 1,5, а икроножных мышц в 3 раза.
Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Абсолютные размеры сердца после рождения увеличиваются. По сравнению с периодом новорожденности его масса к 2-3 годам становится больше в 2,5 раза, к 4-6 годам в 4 раза, к 7-10 годам - в 5,5 раза, к 11-14 годам в 10 раз, к 15-20 годам в 12,5 раз. Что же касается относительной массы сердца, она снижается в грудном и детском возрасте по сравнению с новорожденными (5,86 г/кг) до 3,50-3,96 г/кг, а затем повышается до исходного уровня.
Возрастные особенности органов внутренней секреции. Гормоны эндокринных желез регулируют процессы роста и развития (гипофиз, щитовидная, половые), участвуют в неспецифической защитной реакции организма - стрессе (надпочечники), влияют на обмен веществ (паращитовидные, эндокринная часть поджелудочной железы) и на многие другие процессы, совершающиеся в организме. В силу высокой функциональной значимости многие железы рано созревают и остаются относительно неизменными морфологически почти на всем протяжении развития. Однако некоторые железы, уровень функциональной активности которых снижается в процессе старения, изменяются и структурно. Сохранение с возрастом относительной морфологической стабильности характерно для гипофиза и надпочечников, нарастающая перестройка структур для половых, щитовидной и паращитовидной желез.
Существуют представления не только о биологическом возрасте, но и о двигательном возрасте как степени совершенства в выполнении человеком естественных движений тела и той их сумме, которой он обладает на момент времени, оцениваемый хронологическим или паспортным возрастом.
Нормирование двигательной активности проводится с учетом возрастно-биологических особенностей детей и социально-экологических условий их жизни.
Потребность организма в движениях и двигательные качества как воспитываются, так и наследуются. Установлена определенная этапность развития двигательных качеств. Кроме того, существуют критические периоды в их развитии, на протяжении которых средства избирательно направленного физического воспитания могут дать максимальный эффект. Приуроченность критических периодов к хронологическому возрасту связана с половыми особенностями детей; она неодинакова для разных двигательных качеств. Если рассматривать школьный период жизни (7—17 лет), то у девочек критические периоды развития смещены в основном к более раннему возрасту (9-12 лет), а у мальчиков распределяются довольно равномерно. Критический период для развития скоростных качеств у детей обоего пола приходится на более ранний период жизни, чем для выносливости и силы.
Активный прирост двигательных качеств отмечается в период, предшествующий половому созреванию. Например, прирост мышечной силы (по разным группам мышц) у девочек происходит между 10-12 годами, а у мальчиков между 13 и 14 годами. Половые различия объясняются тем, что у девочек половое созревание наступает раньше, чем у мальчиков.
Двигательная активность и двигательные качества детей и подростков находятся в связи с биологическим возрастом. Характер этой связи зависит от возрастного периода, двигательного качества и степени биологической зрелости. Скоростные качества находятся, как правило, в обратной связи с показателями биологического возраста, а силовые качества и выносливость - в прямой. В период роста и развития организма взаимосвязь показателей двигательного и биологического возраста обусловлена действием общих факторов онтогенеза - наследственности и среды. По завершении подросткового возраста эта взаимосвязь ослабевает и приобретает выборочный характер. Например, длина тела юноши не обнаруживает связи с развитием его силовых качеств в отличие от массы тела, в состав которой входит мышечный компонент.
Гармоничность и дисгармоничность развития характерны не только для размеров тела, но и для выраженности двигательных качеств. Мальчики характеризуются большей уравновешенностью, большей гармонией двигательного развития, чем девочки.

Программа спортивной подготовки
Основываясь на обобщении многих материалов, можно выделить сроки сенситивных (благоприятных) фаз развития того или иного физического качества (табл. 13).

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.
2.1.3. Основы многолетней подготовки самбистов.
Структуру многолетней подготовки можно определить по возрастной динамике спортивных достижений, а точнее, по динамике продвижения самбистов по ступеням спортивных разрядов.

Программа спортивной подготовки
Можно предложить следующую структуру многолетней подготовки самбиста (рис. 1). Рекомендуется увеличить рисунок на весь экран (в режиме тренировки у компьютера или изучения видеоклипа).

Выделяются четыре цикла (начальный, предрекордный, рекордный и завершающий), которые вбирают в себя шесть этапов: базовый, специальной подготовки, углубленной специальной подготовки, демонстрации наивысших достижений, стабилизации спортивных достижений и запланированного снижения уровня достижений. Такое разделение многолетней спортивной деятельности на циклы и этапы позволяет выделить следующие тренировочные группы (в зависимости от возраста и спортивной квалификации спортсменов):
1. Детские группы базовой подготовки (10-11 лет).
2. Подростковые группы специальной подготовки (12-15 лет).
3. Юношеские группы углубленной специальной подготовки (16-17 лет).
4. Юниорские группы углубленной специальной подготовки (18-20 лет).
5. Мужские группы демонстрации наивысших достижений (19-28 лет), включающие спортсменов, спортивные достижения которых стабилизировались, и тех из них, кто решил в ближайшее время прекратить активные занятия спортивной деятельностью.
Тренеру приходится решать три группы задач: воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Каждая из них решается на основе плана общей и специальной подготовки.
Конкретное содержание тренировки на протяжении всех этапов определено необходимостью сформировать у спортсменов прочные навыки успешного участия в соревнованиях различного ранга.
Этап базовой подготовки может начинаться в ранние годы жизни ребенка, однако возрастной рубеж 10-11 лет узаконен официальными документами.
На данном этапе решаются две главные задачи:
1. Совершенствование общих координационных способностей и
расширение двигательного опыта в регламентированных (стандартных)
и нерегламентированных (ситуационных) условиях. Разумное решение
этих задач даст следующие результаты: повысит скорость и качество
усвоения новых движений; повысит уровень «двигательной находчивости».
2. Совершенствование общих кондиционных (функциональных)
свойств или физических качеств, позволяющих мощно, длительно и с
большой амплитудой выполнять двигательные тренировочные задания.
Тренеры группы базовой подготовки самбистов должны направить внимание на расширение двигательного опыта занимающихся, на совершенствование их общих координационных и кондиционных возможностей, для того чтобы создать фундамент для будущих высоких спортивных достижений. Базовый этап многолетней подготовки продолжается до 12-летнего возраста, т. е. до начала этапа специальной подготовки.
Этап специальной подготовки охватывает возрастной диапазон от 12 до 15-16 лет и заканчивается присвоением первого спортивного разряда. Направленность подготовки может характеризоваться затратами времени на общую и специальную подготовку. Это соотношение считается оптимальным, когда 60-65% отводится на общую и 35-40% - на специальную подготовку. Все соревнования на этом этапе нужно рассматривать как промежуточные, второстепенные. Их задача - выявление недостатков, корректировка задач тренировки.
Этап углубленной специальной подготовки. Достигнув 15-16-летнего возраста и выполнив нормативы первого разряда и кандидата в мастера спорта, самбисты приступают к более углубленной специализации и к 18-19 годам многие из них становятся мастерами спорта. И на данном этапе сохраняется тенденция воздержания от излишне специализированной подготовки. Тренер должен постоянно помнить о том, что выполнение норматива мастера спорта не является самоцелью, это цель промежуточная. Поэтому в начале этапа соотношение между общей и специальной подготовкой должно быть таким же, как на предыдущем этапе, т.е. 3:3, а в самом конце этапа это соотношение допустимо в пределах 1,2:1,8, т.е. только 60% тренировочного времени можно отводив решению задач специальной подготовки. Во главу угла ставятся задачи наращивания уровня специальной подготовленности на фоне контрастных общеподготовительных нагрузок (в объеме 40% тренировочного времени), обеспечивающих не только быстрое восстановление специальной работоспособности, но и наращивание уровня общей подготовки как фундамента будущих, еще более высоких спортивных достижений на ковре.
Этап демонстрации наивысших спортивных достижений начинается сразу после присвоения звания «Мастер спорта России». В ходе этапа талантливые самбисты становятся мастерами спорта международного класса, а особо одаренные достигают звания заслуженного мастера спорта. Возрастной диапазон этапа в среднем в пределах 18-26 лет, хотя могут быть и существенные отклонения. Высокие достижения в более позднем возрасте чаще встречаются у самбистов тяжелых весовых категорий.
Направленность подготовки на этапе демонстрации наивысших достижений характеризуется узкой специализацией. Более 2/3 тренировочного времени отводится решению задач специальной подготовки. Общеподготовительные упражнения используются для более быстрого восстановления специальной работоспособности. Параллельно растет и уровень общей подготовленности спортсменов. Существенно возрастает не просто количество тренировочных дней и занятий с максимальными тренировочными нагрузками, имеющими большое тренирующее воздействие, - значительно возрастает необходимость широкого применения средств повышения и восстановления работоспособности. Все это подчеркивает необходимость налаживания профессиональной системы подготовки самбистов для достижения высот спортивного мастерства, требующей больших затрат времени, энергии и высокого профессионализма тренера.

Энциклопедия САМБО. Всероссийская Федерация САМБО, ООО "ВИПв"

Авторизация

Реклама